Суть средневековой культуры состоит в теоцентризме. То есть в центре ее внимания – Бог. В Европе это, преимущест­венно, христианская культура. Теоцентризмом был пронизан и весь средневековый менталитет, особенностями которого являлись:

1. Яркость и острота восприятия жизни, связанные с напряженным духовным пафосом средневековья.

2. Образное претворение христианской веры, проявлявшееся даже в повседневной лексике.

3. Обостренное желание прекрасной жизни, наступлению которой препятствует человеческая греховность.

4. Приверженность рыцарскому идеалу, связанному с популярностью высоких духовных принципов – верности, справедливости и сострадания (разумеется, этот идеал подвергся существенной деформации в реальной жизни, например, во времена т.н. «крестовых походов» – Прим. авт.).

5. Стилизация любви во имя достижения эстетического и этического совершенства.

6. Кристаллизация мысли, проявлявшаяся в чрезвычайной популярности пословиц и девизов.

7. Почти полное отсутствие критицизма в обыденном мышлении.

8. Смешение игры и серьезности в самых различных сферах, включая боевые действия. Увы, но до сего дня большинство людей, включая христиан, не имеют адекватного представления ни о самом феномене средних веков, ни тем более – о средневековой культуре.

Средневековье обычно трактуется, как «темное», «мрачное»… Почему именно так, а не иначе? Ведь именно в это – а ни в какое-то другое! – время люди решили созидать свою культуру на единственно верном основании, которое есть Господь. Значит, исключительно негативное восприятие средневековья общественным сознанием кому-то выгодно? Кому именно? Уж не рогатому ли? Очень похоже! Расхожими, стереотипными взглядами на средневековую культуру являются следующие: Средневековая культура – отсталая, так как наследие ан­тичности уничтожили варвары; экономическая и политиче­ская разобщенность ограничивала кругозор человека; при­митивная государственность сочеталась с натуральным хозяйством, сводила к минимуму потребность в образовании; единственный носитель грамотности – Западная Церковь; имело место быть давление мертвого языка – латыни. Реальное положение дел на самом деле было иным, что подтверждается исследованиями ученых-медиевистов.

Средневековая культура – логическое продолжение анти­чной, поскольку она обращена к внутреннему миру человека, но при этом очищена и обогащена христианством. Урбаниза­ция и совершенствование товарно-денежных отношений рас­ширили кругозор человека, простимулировали развитие ма­тематики и юриспруденции; стартовало университетское об­разование (начали свою деятельность Болонский, Саламанкский и Парижский университеты). Несомненным успехом средневековой культуры был взлет философской науки, тес­нейшим образом связанной с богословием. Теологам того вре­мени вследствие этого была присуща высочайшая культура мышления. Характерным примером в этом смысле является духовный мыслитель XIII века Фома Аквинский, сумевший найти достойный компромисс между мистикой и схоласти­кой. Он блестяще обосновал идею о том, что разум подтвер­ждает Библию, но если человеческие знания вступают с ней в противоречие, то они – лживы. Фома Аквинский считал, что есть истины, непостижимые разумом, а постижимые исклю­чительно верой. Средневековое искусство, по мнению нидерландского историка Й. Хейзинга, «неразрывно связано с жизнью. Жизнь облечена в строгие формы, она приведена в единое целое с церковными таинствами и соразмерна течению суток и чередованию праздников по времени года. Труды и радости заключены в твердо установленные рамки… Задача искусства – наполнять красотою формы, в которых эта жизнь протекает. Люди ищут не искусства самого по себе, а прекрасного в жизни… Как собственно область прекрасного искусство средних веков еще не осознанно (скорее всего, все-таки нами – Прим. авт.). В весьма большой степени – это прикладное искусство, даже в произведениях, которые мы сочли бы совершенно самостоятельными; иными словами, стремление обладать таким произведением вызвано его назначением, тем, что оно служит определенному жизненному укладу…».

Средневековая литература имела три направления: лиди­рующее – духовное, представленное христианскими гимна­ми, великосветское (или чувственно-героическое) и бюргер­ское в виде сатиры на злобу дня. Театр также имел различ­ные направления: с одной стороны, действовал католичес­кий театр в виде постановок мистерий и моралите, а с другой – светский, который пародировал Западную Церковь, и при этом носил характерное и самообличающее на­звание – «дурацкой корпорации». Архитектура средневекового Запада была представлена двумя основными стилями: до XII века – романским (то есть – подражательным по отношению к древнеримским стандартам; само понятие «романский стиль» восходит к лат. «Roma» – «Рим») и после XII века – готическим (от нем. «Gott» – «Бог»). Именно готика стала определяющим архитектурным стилем западного средневековья, именно она стала воплощенным в камне символом устремленности христиан к Богу.

Специфика средневековой эстетики состояла в своеобразном восприятии цвета и соответственно – в использовании его, например, в одежде:

1. Красный цвет считался красивым и определенно господствовал в праздничные дни.

2. Серый цвет считался уместным для торжественных или ритуальных случаев. Впрочем, он был распространен и в повседневной одежде.

3. Черный цвет символизировал высокий социальный статус, был распространен в повседневном быту, его использованием зачастую злоупотребляли.

4. Зеленый цвет считался привлекательным и символизировал влюбленность.

5. Синий цвет первоначально символизировал верность, но со временем превратился в символ неверности и глупости. В основном, синий цвет был распространен в сельской местности (и почти повсеместно в Англии – Прим. авт.); его в своей одежде использовали девственницы.

6. Розовый цвет символизировал девственность.

7. Белый цвет предназначался для детей в возрасте до 7 лет и для умственно отсталых. Тем не менее, он считался вполне уместным для праздников.

8. Желтый цвет символизировал враждебность и уродливость. Он использовался в одежде военных, пажей и слуг.

9. Лиловый, в основном, был цветом повседневной одежды.

10. Коричневый цвет считался наиболее уродливым, некрасивым. В средневековой одежде использовались и цветовые сочетания. Популярными, но не стильными являлись сочетания зеленого цвета с красным или синим. Зато наиболее стильными были сочетания голубого с бледно-желтым, оранжевого с белым или розовым, белого с черным или розовым.

Несомненно, особое место в духовном, а также историко-культурном контексте средних веков, занимает так называемая «эпоха возрождения» (XIV-XVI вв.). Широко известна стереотипная оценка этого времени, как эпохи «культурного расцвета», возвращения к эталонам искусства античности. «Возрождение» часто именуют не за­вершением средневековой культуры и не началом нового времени, а совершенно особым, причем «прекраснейшим» культурным феноменом. Реальное же положение дел при нелицеприятном христи­анском анализе было совершенно иным. «Возрождение», как свидетельствуют факты, являлось завуалированной по­пыткой возвращения к антропоцентризму и в известной мере – к язычеству. Это было время самого разнузданного раз­врата, торжества содомии, алкоголизма, порнографии. Тем, кто опьянен «шедеврами» этой эпохи, следует задать самим себе отрезвляющие вопросы: О возрождении чего идет речь? Не является ли «эпоха возрождения» попыткой разложения теоцентричной средневековой культуры? В качестве идеологии «возрождения» выступал так называемый «гуманизм», в центре внимания которого пре­бывал человек (это ли не проявление антропоцентризма? – Прим. авт.). «Гуманизм» характеризовался повышенным интересом к человеческим свойствам, антиаскетизмом, гра­жданской ангажированностью и критикой традиционализ­ма. Тем не менее, заслуживающей внимания представляется трактовка «гуманистами» человеческой индивидуальности. Она является, в основном, здравой. Признания этого требует научная объективность и добросовестность. Культура средневекового Запада оказала влияние на сред­невековую культуру Восточной Европы. Особенно ярко это видно на примере таких стран, как Чехия и Польша. В обеих странах западное культурное влияние проявилось в латини­зированном образовании, затормозившем становление на­циональной письменности, в появлении университетов (на­пример, Краковского – в Польше и Каролинума в чешской Праге), в архитектурной готике (ее вершины – в Кракове – Вавельский и Мариацкий костелы, а в чешской Праге – со­бор святого Вита). Запад простимулировал чешскую исто­риографию, литературу бюргерского характера в виде сати­рических рассказов – «шванков», театр, практиковавший постановки мистерий и фарсов. В Польше под западным культурным воздействием в средние века происходило ста­новление политологии. Запад принес в эту страну и идеи «гуманизма», что не лучшим образом сказалось на нравст­венном здоровье польского народа.

Источником культурного влияния на такие восточноевро­пейские страны, как Русь и Болгария была Византия. Заме­тим, что византийская культура преемственна по отноше­нию к античной – древнегреческой, эллинистической, си­рийской, коптской. В ее рамках получили развитие политология, историография, этнография, математика и медицина. Средневековая Византия подарила миру такое изобретение, как световой телеграф. Византийская филосо­фия имела следующие – довольно влиятельные – направления: христианский неоплатонизм, схоластику, «гума­низм» и рационализм. Литература носила, преимуществен­но, светский характер (сатира в виде так называемого «жи­вотного эпоса», эротика, комментарии к античным авторам).

Что касается архитектуры, то она была представ­лена и монументальными христианскими храмами (вроде Софийского собора в Константинополе), и церквами неболь­ших форм, в основном, – крестово-купольными. Византия имела высокую торговую культуру, которую развивали проживавшие на ее территории греки, сирийцы, армяне и евреи. Впрочем, ее интенсивность и масштабы сдерживались мощной арабской экспансией и т.н. «крестовыми походами», а также конкуренцией со стороны венецианских и генуэзских купцов. «В торговле Византии важную роль играли… товары ее собственного производства… В городах Византии имелись различные промышленные предприятия, мастерские, продукция которых шла как на внутренние, так и на внешние, международные рынки. На этих предприятиях специализация труда достигла довольно высокого уровня… В Византии существовали… специальные конторы менял и банки, денежное обращение имело крупные масштабы».

Политиче­ская система Византии сводилась к абсолютной монархии, подчинившей себе церковные структуры. Увы, но менталитету византийцев была присуща некоторая двойственность, а точнее – прогрессировавшая «двойная мораль», связанная с сохранением некоторых языческих пережитков в их сознании. В этой связи доктор социологических наук В.А. Бачинин отмечает, что византийская цивилизация «являла собой причудливое соединение элементов эллинистической и христианской культур, допускавшей, чтобы, например, Деву Марию сравнивали с девой Афиной, а императору дозволялось в храме входить в алтарь». Интересно, что византийская культура экспортировалась как в Западную Европу, так и в особенности – в Восточную Европу.

Именно под византийским культурным влиянием на Руси и в Болгарии (на основе греческого алфавита) появилась сла­вянская письменность (глаголица и кириллица), была соз­дана историография. Крестово-купольная храмовая архите­ктура также заимствована Русью и Болгарией от Византии. Особым вопросом является духовное воздействие визан­тийского христианства на страны Восточной Европы. Однако он имеет большее отношение к Истории Церкви.

Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ,
профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)


http://umve.matetes.org.ua