Суть средневековой культуры состоит в теоцентризме. То есть в центре ее внимания – Бог. В Европе это, преимущественно, христианская культура. Теоцентризмом был пронизан и весь средневековый менталитет, особенностями которого являлись:
1. Яркость и острота восприятия жизни, связанные с напряженным духовным пафосом средневековья.
2. Образное претворение христианской веры, проявлявшееся даже в повседневной лексике.
3. Обостренное желание прекрасной жизни, наступлению которой препятствует человеческая греховность.
4. Приверженность рыцарскому идеалу, связанному с популярностью высоких духовных принципов – верности, справедливости и сострадания (разумеется, этот идеал подвергся существенной деформации в реальной жизни, например, во времена т.н. «крестовых походов» – Прим. авт.).
5. Стилизация любви во имя достижения эстетического и этического совершенства.
6. Кристаллизация мысли, проявлявшаяся в чрезвычайной популярности пословиц и девизов.
7. Почти полное отсутствие критицизма в обыденном мышлении.
8. Смешение игры и серьезности в самых различных сферах, включая боевые действия. Увы, но до сего дня большинство людей, включая христиан, не имеют адекватного представления ни о самом феномене средних веков, ни тем более – о средневековой культуре.
Средневековье обычно трактуется, как «темное», «мрачное»… Почему именно так, а не иначе? Ведь именно в это – а ни в какое-то другое! – время люди решили созидать свою культуру на единственно верном основании, которое есть Господь. Значит, исключительно негативное восприятие средневековья общественным сознанием кому-то выгодно? Кому именно? Уж не рогатому ли? Очень похоже! Расхожими, стереотипными взглядами на средневековую культуру являются следующие: Средневековая культура – отсталая, так как наследие античности уничтожили варвары; экономическая и политическая разобщенность ограничивала кругозор человека; примитивная государственность сочеталась с натуральным хозяйством, сводила к минимуму потребность в образовании; единственный носитель грамотности – Западная Церковь; имело место быть давление мертвого языка – латыни. Реальное положение дел на самом деле было иным, что подтверждается исследованиями ученых-медиевистов.
Средневековая культура – логическое продолжение античной, поскольку она обращена к внутреннему миру человека, но при этом очищена и обогащена христианством. Урбанизация и совершенствование товарно-денежных отношений расширили кругозор человека, простимулировали развитие математики и юриспруденции; стартовало университетское образование (начали свою деятельность Болонский, Саламанкский и Парижский университеты). Несомненным успехом средневековой культуры был взлет философской науки, теснейшим образом связанной с богословием. Теологам того времени вследствие этого была присуща высочайшая культура мышления. Характерным примером в этом смысле является духовный мыслитель XIII века Фома Аквинский, сумевший найти достойный компромисс между мистикой и схоластикой. Он блестяще обосновал идею о том, что разум подтверждает Библию, но если человеческие знания вступают с ней в противоречие, то они – лживы. Фома Аквинский считал, что есть истины, непостижимые разумом, а постижимые исключительно верой. Средневековое искусство, по мнению нидерландского историка Й. Хейзинга, «неразрывно связано с жизнью. Жизнь облечена в строгие формы, она приведена в единое целое с церковными таинствами и соразмерна течению суток и чередованию праздников по времени года. Труды и радости заключены в твердо установленные рамки… Задача искусства – наполнять красотою формы, в которых эта жизнь протекает. Люди ищут не искусства самого по себе, а прекрасного в жизни… Как собственно область прекрасного искусство средних веков еще не осознанно (скорее всего, все-таки нами – Прим. авт.). В весьма большой степени – это прикладное искусство, даже в произведениях, которые мы сочли бы совершенно самостоятельными; иными словами, стремление обладать таким произведением вызвано его назначением, тем, что оно служит определенному жизненному укладу…».
Средневековая литература имела три направления: лидирующее – духовное, представленное христианскими гимнами, великосветское (или чувственно-героическое) и бюргерское в виде сатиры на злобу дня. Театр также имел различные направления: с одной стороны, действовал католический театр в виде постановок мистерий и моралите, а с другой – светский, который пародировал Западную Церковь, и при этом носил характерное и самообличающее название – «дурацкой корпорации». Архитектура средневекового Запада была представлена двумя основными стилями: до XII века – романским (то есть – подражательным по отношению к древнеримским стандартам; само понятие «романский стиль» восходит к лат. «Roma» – «Рим») и после XII века – готическим (от нем. «Gott» – «Бог»). Именно готика стала определяющим архитектурным стилем западного средневековья, именно она стала воплощенным в камне символом устремленности христиан к Богу.
Специфика средневековой эстетики состояла в своеобразном восприятии цвета и соответственно – в использовании его, например, в одежде:
1. Красный цвет считался красивым и определенно господствовал в праздничные дни.
2. Серый цвет считался уместным для торжественных или ритуальных случаев. Впрочем, он был распространен и в повседневной одежде.
3. Черный цвет символизировал высокий социальный статус, был распространен в повседневном быту, его использованием зачастую злоупотребляли.
4. Зеленый цвет считался привлекательным и символизировал влюбленность.
5. Синий цвет первоначально символизировал верность, но со временем превратился в символ неверности и глупости. В основном, синий цвет был распространен в сельской местности (и почти повсеместно в Англии – Прим. авт.); его в своей одежде использовали девственницы.
6. Розовый цвет символизировал девственность.
7. Белый цвет предназначался для детей в возрасте до 7 лет и для умственно отсталых. Тем не менее, он считался вполне уместным для праздников.
8. Желтый цвет символизировал враждебность и уродливость. Он использовался в одежде военных, пажей и слуг.
9. Лиловый, в основном, был цветом повседневной одежды.
10. Коричневый цвет считался наиболее уродливым, некрасивым. В средневековой одежде использовались и цветовые сочетания. Популярными, но не стильными являлись сочетания зеленого цвета с красным или синим. Зато наиболее стильными были сочетания голубого с бледно-желтым, оранжевого с белым или розовым, белого с черным или розовым.
Несомненно, особое место в духовном, а также историко-культурном контексте средних веков, занимает так называемая «эпоха возрождения» (XIV-XVI вв.). Широко известна стереотипная оценка этого времени, как эпохи «культурного расцвета», возвращения к эталонам искусства античности. «Возрождение» часто именуют не завершением средневековой культуры и не началом нового времени, а совершенно особым, причем «прекраснейшим» культурным феноменом. Реальное же положение дел при нелицеприятном христианском анализе было совершенно иным. «Возрождение», как свидетельствуют факты, являлось завуалированной попыткой возвращения к антропоцентризму и в известной мере – к язычеству. Это было время самого разнузданного разврата, торжества содомии, алкоголизма, порнографии. Тем, кто опьянен «шедеврами» этой эпохи, следует задать самим себе отрезвляющие вопросы: О возрождении чего идет речь? Не является ли «эпоха возрождения» попыткой разложения теоцентричной средневековой культуры? В качестве идеологии «возрождения» выступал так называемый «гуманизм», в центре внимания которого пребывал человек (это ли не проявление антропоцентризма? – Прим. авт.). «Гуманизм» характеризовался повышенным интересом к человеческим свойствам, антиаскетизмом, гражданской ангажированностью и критикой традиционализма. Тем не менее, заслуживающей внимания представляется трактовка «гуманистами» человеческой индивидуальности. Она является, в основном, здравой. Признания этого требует научная объективность и добросовестность. Культура средневекового Запада оказала влияние на средневековую культуру Восточной Европы. Особенно ярко это видно на примере таких стран, как Чехия и Польша. В обеих странах западное культурное влияние проявилось в латинизированном образовании, затормозившем становление национальной письменности, в появлении университетов (например, Краковского – в Польше и Каролинума в чешской Праге), в архитектурной готике (ее вершины – в Кракове – Вавельский и Мариацкий костелы, а в чешской Праге – собор святого Вита). Запад простимулировал чешскую историографию, литературу бюргерского характера в виде сатирических рассказов – «шванков», театр, практиковавший постановки мистерий и фарсов. В Польше под западным культурным воздействием в средние века происходило становление политологии. Запад принес в эту страну и идеи «гуманизма», что не лучшим образом сказалось на нравственном здоровье польского народа.
Источником культурного влияния на такие восточноевропейские страны, как Русь и Болгария была Византия. Заметим, что византийская культура преемственна по отношению к античной – древнегреческой, эллинистической, сирийской, коптской. В ее рамках получили развитие политология, историография, этнография, математика и медицина. Средневековая Византия подарила миру такое изобретение, как световой телеграф. Византийская философия имела следующие – довольно влиятельные – направления: христианский неоплатонизм, схоластику, «гуманизм» и рационализм. Литература носила, преимущественно, светский характер (сатира в виде так называемого «животного эпоса», эротика, комментарии к античным авторам).
Что касается архитектуры, то она была представлена и монументальными христианскими храмами (вроде Софийского собора в Константинополе), и церквами небольших форм, в основном, – крестово-купольными. Византия имела высокую торговую культуру, которую развивали проживавшие на ее территории греки, сирийцы, армяне и евреи. Впрочем, ее интенсивность и масштабы сдерживались мощной арабской экспансией и т.н. «крестовыми походами», а также конкуренцией со стороны венецианских и генуэзских купцов. «В торговле Византии важную роль играли… товары ее собственного производства… В городах Византии имелись различные промышленные предприятия, мастерские, продукция которых шла как на внутренние, так и на внешние, международные рынки. На этих предприятиях специализация труда достигла довольно высокого уровня… В Византии существовали… специальные конторы менял и банки, денежное обращение имело крупные масштабы».
Политическая система Византии сводилась к абсолютной монархии, подчинившей себе церковные структуры. Увы, но менталитету византийцев была присуща некоторая двойственность, а точнее – прогрессировавшая «двойная мораль», связанная с сохранением некоторых языческих пережитков в их сознании. В этой связи доктор социологических наук В.А. Бачинин отмечает, что византийская цивилизация «являла собой причудливое соединение элементов эллинистической и христианской культур, допускавшей, чтобы, например, Деву Марию сравнивали с девой Афиной, а императору дозволялось в храме входить в алтарь». Интересно, что византийская культура экспортировалась как в Западную Европу, так и в особенности – в Восточную Европу.
Именно под византийским культурным влиянием на Руси и в Болгарии (на основе греческого алфавита) появилась славянская письменность (глаголица и кириллица), была создана историография. Крестово-купольная храмовая архитектура также заимствована Русью и Болгарией от Византии. Особым вопросом является духовное воздействие византийского христианства на страны Восточной Европы. Однако он имеет большее отношение к Истории Церкви.
Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ,
профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)
http://umve.matetes.org.ua