Адиафора в лютеранстве относится к вопросам, которые не являются обязательными для спасения и могут быть оставлены на усмотрение верующих. Вот несколько примеров адиафоры:
1. Изменение форм богослужения или ритуалов.
2. Вопрос о том, могут ли христиане есть пищу, предложенную идолам (1 Кор. 8:4-13).
3. Одежда и внешний вид пасторов во время богослужений.
4. Различные обычаи, принятые в конкретных общинах.
5. Вопросы о посещении театров, танцев и праздников.

Формула согласия, которая обсуждает адиафору, подчеркивает важность различения между основными истинами веры и второстепенными вопросами:
«1. Желая решить также и это противоречие, мы единодушно веруем, учим и исповедуем, что церемонии церковных обрядов, которые не были ни запрещены, ни заповеданы в Слове Божьем, но учреждены только лишь ради приличия и доброго порядка, не являются сами по себе ни Божественным богослужением, ни даже частью его. Мат.(15:9): “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”.
2. Мы веруем, учим и исповедуем, что община Божья в любом месте и в любое время имеет власть, согласуясь с собственными обстоятельствами, изменять подобные церемонии, приводя их к такому виду, в котором они будут наиболее полезны и назидательны для общины Божьей.
3. Тем не менее, при этом следует избегать всяческого легкомыслия и злоупотребления, и должна проявляться особая забота о снисходительности по отношению к немощным в вере (1Кор.8:9; Рим.14:13).
4. Мы веруем, учим и исповедуем, что во времена преследований, когда от нас требуется прямое [и твердое] вероисповедание, мы не должны уступать врагам в отношении adiaphora (таких непринципиальных вопросов), как пишет Апостол в Гал.(5:1): “Итак стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства”.А также во 2Кор.(6:14): “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо… что общего у света со тьмою?”. А так- же в Гал.(2:5): “Мы не на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас”. Ибо в таких случаях мы имеем дело не с вопросом о adiaphora, но с вопросами, затрагивающими истинность Евангелия, христианскую свободу [сохранение христианской свободы], санкционирование открытого идолопоклонничества, а также связанными с вопросом о предотвращении оскорбления чувств немощных в вере [об этом следует заботиться, чтобы не поощрять идолопоклонничества и не соблазнять тех, кто слаб в вере]. В этих вопросах мы ни в чем не можем уступить и должны открыто исповедовать и переносить все испытания, посылаемые нам Богом в связи с этим, и все, что Он позволяет врагам Слова Своего совершить против нас.
5. Мы веруем, учим и исповедуем также, что ни одна церковь не должна порицать другую церковь [только лишь] из-за того, что ее не заповеданные Богом церемонии более или менее поверхностны [выглядят внешними], если между ними существует согласие в учении и во всех его артикулах, а также в правильном пользовании Таинствами; согласно хорошо известному высказыванию: Dissonantia ieiunii non dissolvit consonantiam fidei — “несогласие в посте не разрушает согласия в вере”. «
Формула Согласия (конспект.изложение) Х.

Что же именно является важным, а от чего можно отказаться? Что делает лютеранскую церковь именно лютеранской? Богословие лишь и следование Писанию и Книге согласия или также правильная практика, сохранение традиций, несмотря на изменяющийся мир?
В споре о том, что считать адиафорой и насколько допустимо изменять что-то в традициях, практике лютеранской церкви есть порой кардинально противоположные взгляды. Постараемся изложить их взгляды как за и против:

  1. Обсуждается само понятие адиафоры:
    Критики могут утверждать, что понятие адиафоры (вещей, несущественных для спасения) используется слишком широко, что приводит к игнорированию важных аспектов богослужения и традиций.
    Защитники адиафоры могут настаивать на том, что это понятие позволяет церкви адаптироваться к современным условиям, сохраняя при этом основное богословие и веру.
  2. Богословские различия:
    Дэвид Уэллс утверждает, что существует конфликт между классическим евангелическим богословием и современными подходами, которые он считает менее строгими.
    Сторонники современных подходов могут утверждать, что их методы более релевантны и эффективны в современном мире, помогая привлекать новых верующих и поддерживать духовное здоровье общины.
  3. Форма и субстанция:
    В книге Дэвида Люкке проводится параллель между римско-католическим учением о пресуществлении и лютеранским подходом к богослужению. Критики могут утверждать, что это сравнение не учитывает нюансов и различий между этими традициями.
    Лютеране могут настаивать на том, что их подход к богослужению более аутентичен и соответствует их богословским убеждениям, несмотря на внешние изменения в форме богослужения.
  4. Практическое применение:
    Критики могут утверждать, что изменения в форме богослужения могут привести к утрате идентичности и традиций.
    Защитники изменений могут утверждать, что адаптация формы богослужения необходима для того, чтобы оставаться релевантными и эффективными в современном мире, при этом сохраняя основное богословие и веру.

Эти критические точки зрения помогают понять, что обсуждение форм поклонения и богослужебных практик требует баланса между сохранением традиций и адаптацией к современным условиям.

ознакомьтесь с Основами вероучения ЕЛЦ АИ
подписывайтесь на наш канал
Телеграмм