Адиафора в лютеранстве относится к вопросам, которые не являются обязательными для спасения и могут быть оставлены на усмотрение верующих. Вот несколько примеров адиафоры:1. Изменение форм богослужения или ритуалов.2. Вопрос о том, могут ли христиане есть пищу, предложенную идолам (1 Кор. 8:4-13).3. Одежда и внешний вид пасторов во время богослужений.4. Различные обычаи, принятые в конкретных общинах.5. Вопросы о посещении театров, танцев и праздников.Формула согласия, которая обсуждает адиафору, подчеркивает важность различения между основными истинами веры и второстепенными вопросами:»1. Желая решить также и это противоречие, мы единодушно веруем, учим и исповедуем, что церемонии церковных обрядов, которые не были ни запрещены, ни заповеданы в Слове Божьем, но учреждены только лишь ради приличия и доброго порядка, не являются сами по себе ни Божественным богослужением, ни даже частью его. Мат.(15:9): “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”. 2. Мы веруем, учим и исповедуем, что община Божья в любом месте и в любое время имеет власть, согласуясь с собственными обстоятельствами, изменять подобные церемонии, приводя их к такому виду, в котором они будут наиболее полезны и назидательны для общины Божьей. 3. Тем не менее, при этом следует избегать всяческого легкомыслия и злоупотребления, и должна проявляться особая забота о снисходительности по отношению к немощным в вере (1Кор.8:9; Рим.14:13). 4. Мы веруем, учим и исповедуем, что во времена преследований, когда от нас требуется прямое [и твердое] вероисповедание, мы не должны уступать врагам в отношении adiaphora (таких непринципиальных вопросов), как пишет Апостол в Гал.(5:1): “Итак стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства”.А также во 2Кор.(6:14): “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо… что общего у света со тьмою?”. А так- же в Гал.(2:5): “Мы не на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас”. Ибо в таких случаях мы имеем дело не с вопросом о adiaphora, но с вопросами, затрагивающими истинность Евангелия, христианскую свободу [сохранение христианской свободы], санкционирование открытого идолопоклонничества, а также связанными с вопросом о предотвращении оскорбления чувств немощных в вере [об этом следует заботиться, чтобы не поощрять идолопоклонничества и не соблазнять тех, кто слаб в вере]. В этих вопросах мы ни в чем не можем уступить и должны открыто исповедовать и переносить все испытания, посылаемые нам Богом в связи с этим, и все, что Он позволяет врагам Слова Своего совершить против нас. 5. Мы веруем, учим и исповедуем также, что ни одна церковь не должна порицать другую церковь [только лишь] из-за того, что ее не заповеданные Богом церемонии более или менее поверхностны [выглядят внешними], если между ними существует согласие в учении и во всех его артикулах, а также в правильном пользовании Таинствами; согласно хорошо известному высказыванию: Dissonantia ieiunii non dissolvit consonantiam fidei — “несогласие в посте не разрушает согласия в вере”. «Формула Согласия (конспект.изложение) Х.