Рыбинск — это живописный город, расположившийся по обеим сторонам Волги, и давший название рукотворному озеру — Рыбинскому водохранилищу. В Рыбной Слободе, как раньше назывался Рыбинск, жили и работали люди разных национальностей, и, как следствие, разных религиозных взглядов.

После Реформации в Рыбную Слободу уже приезжали первые лютеране, но состав общин не был постоянным. Также нет сведений о том, кто исполнял роль пасторов. Но к 1871 году в общине насчитывается 150 человек постоянных членов, и власти города предоставляют землю, где позже, к 1875-му году, была построена первая в городе деревянная лютеранская кирха:

Слева — лютеранская кирха, справа — католический польский костел.

Расположение кирхи как никогда подчеркивает лояльность населения Рыбинска ко всем национальностям и религиям. Она находилась на улице, которая теперь именуется улицей Пушкина. Слева, буквально в 100 метрах, находился православный храм, а в 50 метрах справа — католический костел.

По сведениям того времени, старостой общины был уроженец Германии по фамилии Альтман.

Первая рыбинская кирха была построена из дерева в готическом стиле. Она была 17 метров в длину, 13 в ширину, и 9 метров в высоту. Само здание отличалось мастерством постройки, а внутреннее убранство — простотой, характерной для лютеранских храмов.

Рыбинская кирха на открытке

Прихожанами общины были в основном германцы, которые приезжали в Рыбинск для открытия здесь своих мануфактур или для работы в разных сферах, в том числе в образовании, в производстве и торговле.

К 1918-му году в приходе насчитывалось уже почти 300 постоянных членов. Общине, кроме кирхи, принадлежала гимназия и земля под лютеранское кладбище.

С приходом советской власти численность общины стала уменьшаться, а богослужения стали проводиться нерегулярно. К 1929-му году осталось менее ста прихожан, и здание было решено оставить. Община стала собираться по домам, практически скрываясь, а здание было передано школе и просуществовало до 1970-х годов.

Во время Второй Мировой Войны Рыбинск был одной из точек временной дислокации иностранцев, в том числе граждан германии, перед отправкой в Сибирь. На левом берегу Волги в Рыбинске, в глухих местах, был построен так называемый «немецкий поселок», где и жилипереселенцы. Кому-то удавалось остаться тут, и среди местного населения их стали называть «волжскими немцами». По большей части им удавалось завести семью и «обрусеть».

С 1960-х годов начинается обустройство микрорайона Волжский, развивается завод, и немецкий поселок застраивают новыми многоэтажными домами, расселяя старые деревянные бараки. Нет точных сведений о том, как жила лютеранская община, но вера была сохранена и перенесена через все сложности и невзгоды, в течение более чем 50 лет.

С перестройкой начинается новая волна развития лютеранской общины. Потомки тех самых волжских немцев собираются в импровизированной кирхе, молятся и причащаются так, как они умеют, и как делали их отцы, деды и прадеды. Для них Вера стояла на первом месте, она и помогла выжить и остаться людьми — сильными, верующими в Бога и готовыми научить ближнего Евангелию.

В такой вот общине и был избран пастором ваш покорный слуга.