Аугсбургское исповедание вполне четко определяет основы лютеранского вероучения. Тем не менее, мы решили уточнить некоторые аспекты, наиболее актуальные в настоящее время для жизни нашей церкви. Данное описание будет полезно как для общин и прихожан, которые уже состоят в ЕЛЦ АИ, так и для общин, которые хотят в нее войти.
О евангельской сущности христианских церквей
Все христиане, независимо от того, к какой Церкви они себя относят, верят в то, что Господь послал Сына Своего, во искупление наших грехов – это то, что нас всех объединяет.
А вот дальше пошли особенности — каждый выделяет в Слове Божьем что-то свое, считая именно это главным для спасения.
Есть такое главное и в лютеранских Церквях – оправдание человека только верой, независимо от дел Закона.
У каждой Церкви: Православной, Католической, Лютеранской, Баптистской, Адвентистской, Пятидесятнической есть свое понимание главного, хотя все они основаны на слове Божьем, на Евангелии и все они, несмотря на разные названия, являются церквями евангельскими.
Лютеране в России, несмотря на различные юрисдикции, схожи во многих аспектах (если не сказать во всех) Аугсбургского вероисповедания. Но в реальной жизни церкви, а особенно для служителей, многое определяет построение структуры управления.
О названии
“Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания”
Мы назвали свою Церковь “Евангелческо — Лютеранской Церковью Аугсбургского исповедания” (наименование “евангельское и евангелическое” тождественны, но исторически сложилось так, что лютеранские церкви выбрали наименование “евангелические”), потому что стараемся строить ее и жить на основе Евангелия, а для полноты понимания нашего вероучения и конфессиональной принадлежности добавляем определение «лютеранская». И, даже более того, присовокупили к этому еще и ссылку на важный для нас доктринальный документ – «Аугсбургское исповедание» веры.
Возможно, эти уточнения покажутся избыточными, но они еще раз подчеркивают, что мы не изобретаем новую Церковь, «новое лютеранство», а прочно стоим на теологических принципах, сформулированных в годы Реформации отцами — основателями Евангелически – Лютеранской Церкви, являясь членами Una Sancta – единой, кафолической Церкви, основателем которой был Сам Христос.
Мы не желаем идти на поводу современных течений, которые, в угоду «мира сего», во многом пытаются размыть положения Аугсбургского исповедания.
О структурах управления
Большая заслуга Мартина Лютера именно в том, что он всей своей деятельностью проповедовал не католический принцип — «там, где Епископ, там и Церковь», а противоположный, единственно верный — «Епископ там, где есть общины».
Собственно говоря, есть два типа устройства Церкви: сверху, когда все строится сверху вниз, то есть полномочия делегируются от вышестоящих структур нижестоящим, и второй тип с противоположной направленностью.
Верхи в первом случае полностью диктуют всё в жизни общин. Наиболее показательный пример — это католическая церковь. Там Папа Римский — наместник Бога на земле, и как он скажет, так и должно быть. Ведь его устами, когда он выступает с кафедры, говорит сам Иисус Христос — так они считают.
В православной церкви все это не так сильно выражено, по крайней мере, в богословии, но на практике, в вопросе понимания священноначалия, сходство с католиками имеется. Высший орган управления православной церкви — Поместный Собор, на котором собираются и священники, и миряне, но реально он созывается только для выборов Патриарха (а у католиков Папу Римского избирают только кардиналы), что, с точки зрения демократии, большой прогресс по сравнению с католиками.
Вернемся к лютеранам. Сейчас у нас в стране шесть общероссийских зарегистрированных лютеранских церквей, и мы, ЕЛЦАИ, одна из них. Существуют две модели построения лютеранской церкви. Условно назовем их так: «германская» и «скандинавская». Исторически, такая ситуация связана с тем, что в Германии в 16 в. епископат не пошел в лютеранскую церковь, а в Скандинавии практически в полном составе перешел в нее. Что, конечно, не могло не отразиться на структуре церкви. В Германии на первый план вышли общины, а в Скандинавии власть епископов не очень изменилась.
При возрождении лютеранства в России начали возрождаться и обе эти традиции.
Итак, в 1991 году были зарегистрированы две лютеранские церкви: церковь германской традиции, получившая название “Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в СССР” (теперь мы ее знаем как ЕЛКРАС), и церковь скандинавской традиции — “Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России ”.
В соответствии с этими традициями, епископ в ЕЛКРАС не может назначить или снять пастора общины, община сама избирает пастора (отсюда в ней нет и такого обращение к пастору как «отец», отца не выбирают). Община сама избирает свой руководящий орган, сама распоряжается своим имуществом, вправе свободно выйти из состава Церкви, и роль мирян при таком устройстве Церкви очень велика.
Совсем другое дело — в Церкви Ингрии, как, впрочем, и в Сибирской ЕЛЦ, в них Епископ — единоличный руководитель, он назначает настоятелей в общины, которые ими и руководят; если община захочет выйти из состава Церкви Ингрии, то сделать она это может только с согласия Консистории.
Историческим носителем «германской» традиции – модели, где епископ не столько администратор и полновластный начальник над пасторами, сколько их духовный наставник (авторитет в духовных вопросах), стали так называемые «братские лютеране», или лютеранские общины братской традиции. В них дух конгрегационализма, с его внутриобщинной свободой и децентрализацией церковного устройства, витал всегда — и в царские времена, и позднее, в советские, что собственно, и помогало им сохраняться.
Да, и у братских лютеран существовал институт лиц, подобных епископам, которых называли «старшими братьями региона». Но в их полномочия входили не мелочная регламентация жизни общин, а визитация, духовное окормление и, в некоторых исключительных случаях, выполнение роли третейского судьи.
Отчасти эта, насчитывающая уже сотню с лишним лет, братская модель устройства церковной жизни вошла и в практику ЕЛЦАИ. Для нас епископ — лицо, занимающееся духовными вопросами, он должен быть хранителем веры и надзирать за тем, чтобы в Церкви не искажалось Слово Божье, а также совершать благословение призванных на служение. Такова была практика ранней церкви, такова и наша.
Как мы уже писали выше, существует два варианта строения Церкви и оба они для нас приемлемы, приемлемы в том смысле, что мы готовы иметь братское общение с лютеранскими церквями любой традиции.
Почему?
Потому что это — вопрос не спасения, но вопрос всего лишь культурных предпочтений и традиций.
Какую Церковь Мартин Лютер считал истинной?
Ту, в которой правильно проповедуется Слово, и где правильно преподаются Таинства.
Для нас это все Церкви, исповедующие Иисуса Христа согласно Апостольского символа веры.
В этих Церквях человек найдет Спасителя, а вот нам в таком праве отдельные церкви отказывают.
Ну что же, мы находим свою опору в словах Иисуса Христа: » Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».(Мф. 19)
Мы уверены, что, когда мы собираемся во имя Господа, Святой Дух присутствует среди нас, и Он благословляет всех нас — и наших пасторов, и наших епископов, и наших прихожан, — всех искренне верующих людей.
Так Апостол Павел писал своим оппонентам: «Сами в себе размыслите, что как вы Христовы, так и мы Христовы».
В чем главная особенность нашей церкви?
Главное отличие — свобода!
Вспомните слова Павла в Гал.2:4 «…а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас…».
В этих словах апостола очень важно то, что «приходящие» имели цель не своровать, не властвовать и т. п., а в первую очередь ПОДСМОТРЕТЬ ЗА СВОБОДОЮ!!!
Вот и мы не противодействуем приходящим к нам, и радуемся им, если они захотели и смогли увидеть нашу свободу, свободу в своей совести!
Эта свобода — одна из краеугольных камней христианства.
И если эта свобода зависит не от твоего кресла, а от паствы, твоей общины, от каждого члена прихода — тогда исполняются слова Христа в знаменитой притче: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».
И именно поэтому мы так категорично выступаем против всех поползновений (точнее, рабских желаний) вернуться к церковному «крепостному праву», под ярмо человека, который «будет нести ответственность за мою судьбу».
Эта психология ведет к приспособленческой позиции. Тихо, тепло и уютно — будем выполнять директивы верхов, и совесть спокойна: пастыри ведь ответственны, а не я.
За что боролись, на то и напоролись.
Лютер сказал — свобода, а мы говорим — не хотим ее, мы лучше спрячемся за спину священников, являющимися профессиональными служителями, если и не с нимбом, то вроде как праведных за счет своего профессионализма в вопросах теологии, да и во всех других вопросах тоже. Клир определяет всё для «неразумных мирян».
Свобода — свободою — но за нее надо платить.
В практической церковной жизни — это сложная и долготерпеливая работа по созданию в общине глубокого понимания, что материальное благополучие пастора — это тоже дело ответственности общины, ее совета.
Основное преимущество свободной общины — это рождение настоящих пастырей, крепких в вере, умеющих работать в трудных условиях.
Но молодым общинам необходимо помогать, что мы и стараемся делать.
И потом, когда община окрепнет, встанет на ноги — она сможет помочь другим, будет через это возрастать, крепнуть и радоваться этой Богом данной ей возможности помогать слабым.
Мы должны определить, что для нас является главным в нашей церковной жизни.
И это главное можно подразделить на две части: то, что влияет на спасение человека и заповедано нам Господом, и то, что мы соблюдаем в силу традиции, и что на наше спасение не влияет.
Человек верой спасен будет – это краеугольный камень любой лютеранской церкви, и именно на нем основана наша свобода.
И тому главный пример — разбойник на кресте. Он не успел ни креститься, ни причаститься, однако же был спасен.
И если человек уверовал, то после этого он должен жить со Христом и выполнять то, что Он заповедовал.
Из таинств Самим Господом нам заповедано Крещение и Святое Причастие.
Крещение
Вроде бы здесь все понятно. Человека крестят во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа, через окропление или погружение в воду.
Окропление или погружение — это на усмотрение общины.
Здесь с Крещением возникает другая проблема – это так называемая практика так называемого «крещения Святым Духом». Это церковная молитвенная практика, которая не связана с вопросом спасения. В крещении мы уже получили Дух Святой. Исполнение или «крещение» Святым Духом должно быть отдано на усмотрение верующего, нельзя ставить человека в зависимость от наличия или отсутствия этого дара в вопросе христианской практической жизни.
В лютеранской Церкви принято крестить детей. Если какая-либо наша община считает по-другому, что надо крестить только взрослых, то это, наверное, допустимо в ней, при признании таинств.
Только членам этой общины надо задуматься — лютеранская ли она и правильно ли выбрала церковь.
Причастие
Лютер заявил, что, если Господь сказал “сие есть тело Мое и кровь Моя”, то и я не могу считать иначе.
И мы повторяем за ним, что Писание правильно передает слова Христа. Там не сказано, что “этот хлеб есть как бы тело Мое и вино есть как бы кровь Моя”.
Думаем, при общей свободе нам все-таки следует приходить к некоему порядку и в вопросах богослужебной практики. Речь пойдет ниже об обрядах, которые, как мы всегда подчеркиваем, на спасение не влияют.
Литургия
Регулярные обычные воскресные Богослужения могут проходить как со Святым Причастием, так и без него.
Количество Причастий, преподаваемых прихожанам на протяжении церковного года – на усмотрение каждой отдельной общины.
При классической форме проведения богослужения — до проповеди — должна проходить общая Исповедь (хотя Исповедь и общая, каждый исповедуется перед Господом лично), после проповеди — Святое Причастие.
Конечно, по форме расхождения могут быть, но желательно их сводить к минимуму. Это позволит прихожанам чувствовать себя более комфортно при взаимном общении между нашими общинами.
В нашей Церкви в настоящее время есть общины четырех традиций: немецкой, скандинавской, братской и харизматической.
У каждой из них есть свои особенности в литургии, но, несмотря на эти, иногда очень сильные, внешние различия, все они лютеранские.
Рукоположение
Мы называем таинствами в евангельском смысле слова (средства, в которых Божья благодать передается посредством видимого материального знака) Крещение и Евхаристию. В то же время мы почитаем благодатными и достойными чести и другие священнодействия или «таинства церкви», дошедшие до нас из Древней Церкви и не входящие в противоречие со Священным Писанием, такие как: Исповедь, Миропомазание (Конфирмация), Елеопомазание больных, Брак, Священство.
Пастора избирает община. Епископ проверяет, достоин ли данный человек быть пастором, или нет. После чего рукополагает его. Если нет, то объясняет общине причины отказа. Если община приглашает уже рукоположенного пастора, Епископ все равно, как духовный руководитель, оценивает соответствие пастора служению, и высказывает общине свое мнение об этом.
Вопрос рукоположения зачастую усложняют. Мы же считаем рукоположение благословением на служение. Если пастор или епископ не служат, то их звания являются чисто титулярными.
Мы признаем ценность канонического поставления епископов и их помощников: священников и диаконов. Апостольское преемство мы понимаем, и как преемство веры, и как видимый знак непрерывности христианской церкви в течение всех веков ее существования от апостолов до наших дней, сохраняемое через служение епископов.
Мы считаем, что к рукоположению в священники и епископы могут допускаться только мужчины.
Мы утверждаем, что брак – это вечный союз мужчины и женщины. Мы отвергаем так называемые «однополые семьи» и возможность церковного брака для таких союзов.
Мы почитаем Божественный дар жизни и поэтому отвергаем аборты и эвтаназию, как форму убийства.
Пастор и Епископ, равно как и диакон — дары служения. Пока человек служит, он и является призванным.
Мы также верим в принцип «всеобщего священства верующих».
Взаимоотношения с лютеранскими церквями
Общины нашей церкви свободны в своих внешних контактах, в отношениях с другими церквями, или с общинами других церквей.
Общины могут по своему усмотрению приглашать проповедников, священнослужителей для совместного служения и проповеди, участвовать в экуменических мероприятиях и совместных молитвах.
ЕЛЦ АИ много лет последовательно выступает за объединение лютеран России, но, к сожалению, так до сих пор ее инициативы не получили поддержки других лютеранских церквей. Плачевное состояние Лютеранской Церкви в России, с которым не может не согласиться разве что слепой, обусловлено, сегодня, прежде всего ее раздробленностью и отсутствием воли большинства церковных лидеров к единству. Между тем, как именно единство всех лютеранских церквей, включая также отдельные группы, конгрегации, традиции способно не только сохранить Лютеранство в России, но и придать ему новый импульс возрождения, сделав его со временем тем, чем оно призвано быть — доминирующим протестантским направлением в России. В противном случае лютеранство может либо исчезнуть через какое-то время вовсе, или превратиться в маргинальную, экзотическую часть отечественного христианского сообщества. Некоторые церковные лидеры не понимают этого вызова, и это, прежде всего, характеризует их духовный возраст, а также не зрелость и не понимание Духа Христа и предназначения Его Церкви: » Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.”(Ин.17:21).
Апостол молит о том, чтобы не было разделений в Теле Христовом. Он же пишет, что распри и разногласия, это дела плоти. И, тем не менее, распри, поношение, пренебрежение заповедями любви, утвержденными Кровью Христа, продолжают сотрясать церковь.
«Вследствие дара Божьего», вследствие Его любви он нам дал во- первых Самого Себя, в Сыне Своём, отдав Его на крест за грехи наши, дал Духа Святого, как дар любви и благодати всякому верующему в Сына. И не потребовал назад ничего кроме ВЕРЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ!!!
А если наши действия, как учеников и служителей Христа не основаны на Его любви и не являют собой Его любовь, то грош нам цена и ко Христу мы не имеем никакого отношения. ОДНО СЕРДЦЕ И ОДНА ДУША. Вот, то отличало первоапостольскую церковь, к чему должны стремиться и мы.
И к этому ничего добавить нельзя, это можно только принять верой в Него! Соединившись с Ним в Его завете. Чтобы нам жить уже не для себя, но Им и для Него!!! Исполняя первую заповедь любви к Нему.
А если мы исполняем эту наиглавнейшую заповедь любви к Нему, мы будем любить и ближнего, делая все, чтобы служить ему любовью Господа, стремясь к единству. Единству с теми, за кого умер Христос.
Артикул VII Аугсбургского исповедания: О Церкви 1. Далее они учат, что единая Святая Церковь пребывает и должна пребывать во веки вечные. Церковь — это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства 2. И для истинного единства Церкви достаточно согласия относительно учения о Евангелии и отправлении Таинств. 3 . Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии, учрежденные людьми, были везде одинаковыми. 4 . Как говорит Св. Павел: «Одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Ефес.4:5,6).
Мы должны стать ответом Отца на молитву Христа, стать единым телом! Его телом!
Свое обращения хотим закончить словами Епископа ЕЛЦ Казахстана Юрия Новгородова, из его статьи «Семь гримас стратегии или реквием по ЕЛЦ» написанную им и опубликованную еще в 2005 году:«Взгляните на историю вообще и историю Церкви в частности. Обратили ли вы внимание на то, что во все века государство не хотело иметь дело с множеством мелких общественных и религиозных организаций? Заметили ли вы, что государство всегда стремилось к тому, чтобы доминировали крупные организации, что именно им открывали зеленый свет и создавались благоприятные условия, а участь всех мелких была незавидна. Неужели вы и впрямь думаете, что мы опять исключение из правил? Вы что, и в самом деле наивно полагаете, что для укрепляющей свою государственность России Евангелическо-Лютеранские Церкви колхозов имени 8 марта и 1 мая и их епископы будут более весомыми фигурами, чем единая на территории России… Церковь и ее предстоятель? Да полноте, тогда это уже даже не слепота, а дьявольщина. Тогда это ни что иное, чем сознательное разрушение Церкви. А этого допустить нельзя. Только объединившись, только вместе мы сможем исполнять миссию Церкви и служить Господу. Только будучи едины, мы сможем создать нормальные условия для позитивного развития Церкви. Все иное от лукавого».
В этой ситуации мы, будучи последовательными, представляем свою церковь, как общую базу для объединения. Как церковь, которая готова принять всех, разделяющих понимание таинств лютеранской церкви.
В нашей церкви все верующие равны перед людьми и Богом.
«В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».
На том стоим и не можем иначе!
Президент Генерального Синода ЕЛЦ АИ
Владимир Пудов
Принято в качестве официального программного документа на Синоде 26 июня 2014 г
Ознакомьтесь с Социальной Концепцией ЕЛЦАИ
Узнайте, что такое конвергентное лютеранство