30 октября – 2 ноября 2015г. в Иерсусалиме проходил саммит консервативных апостольских церквей в защиту традиционной семьи. Для участия в работе съехались епископы, представляющие общины всех континентов. Самым насыщенным стал день пленарного заседания – 31 октября, День реформации, в который состоялось торжественно принятие и подписание Иерусалимской декларации. В продолжение работы саммита запланированы ряд международных встреч и обсуждений, итоговая конференция в Риме в 2016г.

О самом саммите, его участниках, темах выступлений написано уже много. Десятки сообщений в прессе (от радио Ватикана до самых известных христианских СМИ в Западной и Восточной Европе, США, России) комментарии, оценки. Картина саммита будет дополнена в ближайшее время публикацией выступлений и докладов пленарной сессии. Именно поэтому, я хочу сказать несколько слов про другое, а именно: какие тенденции и глубинные процессы религиозного пространства саммит выявил, практически продемонстрировал, сделал наглядными примерами. Для удобства, поделюсь своими соображениями, изложив их в виде тезисов:

— церковные отношения и партнерство начинают выстраиваться на основе ценностей и отношений к морали и нравственности, переходя в такое качество из предыдущего состояния, в котором (предыдущем) главным были вопросы церковной политики и дипломатии (период, в котором отношения зависели от того, кто, когда и от кого получил автокефалию, получил, ли, не было ли конфликтов и пр.). Сейчас исторические обстоятельства создания той или иной церковной организации становятся вторичными, а на первый план, как признак идентификации, выходит отношение к браку (не принятие легитимации и венчания однополого сожительства), к человеческой жизни (эвтаназия, аборт) и пр. Подтверждением тому, может служить и прием участников конференции в Латинском патриархате, и размещение материалов саммита и информации о нем в католических и православных СМИ и др. Сейчас, мы видим, что оказавшись перед фактом масштабного наступления на мораль и христианские нормы жизни, у ответственных церковных лидеров вопросы личных симпатий и антипатий отступили на второй, или даже третий план, а на первое место выходит единство взглядов и позиций по ключевым вопросам

— следующее, что наглядно показал саммит — это крах политики государственных церквей (европейских) автоматически выполняющих решения власти. Например, в таких странах, как только парламент принимает закон о венчании однополого сожительства, церковь обязана признавать это браком, и проводить  церковный обряд по освящению такого союза. Это приводит к массовому уходу верующих из церкви, несогласных с такой позицией (хотя, нужно заметить, что в разных странах цифры разные, наибольшие, по-моему, в Финляндии. Там, после принятия и утверждения однополых браков, из лютеранской церкви одномоментно вышли десятки тысяч человек), к поиску и созданию альтернативных государственной церкви церковных организаций, независимых от власти

-для нашей церкви, ЕЛЦ АИ, которая была представлена на саммите 5 епископами (Константин Андреев, Игорь Князев, Павел Левушкан, Анатолий Малахов, Александр Франц) и епископа Карельской Евангелическо-лютеранской Церкви Александра Кузнецова, стал важным факт прорыва блокады, и выхода нашей церкви и конференции консервативных епископов России на международную арену церковных отношений. Долгие годы, любые наши попытки завязать международные контакты, блокировались германо и финно  ориентированными церквями. Именно эти религиозные организации, действующие на территории России использовали свой административный и политический ресурс для блокады наших усилий и инициатив. Теперь же, очевидно, что такого ресурса у них больше нет, в силу того, что их доноры, (или, правильней сказать, церкви и европейские союзы), спонсирующие их деятельность, последовательно признали и сделали частью своей церковной жизни освящение однополых браков, положительное отношение к эвтаназии и абортам, что привело к тому, что их влияние внутри России сильно уменьшилось. Такие скандальные и канонически безграмотные документы, как например «Заявление Крузе – Кугаппи» 2011г., больше не используются органами власти и другими церквями, как основа для принятия решений о контактах и отношениях с нашей церковью и лютеранской церковью Карелии. Все это обеспечило возможность выхода российского, консервативного лютеранства на международную арену

— еще один очевидный факт, состоит в том, что зависимые от спонсорских ресурсов, германо и финно ориентированные церкви, не способны к принятию твердой позиции по однополым бракам. Например, не смотря на официально приглашение руководителей этих церквей (либо, в случае невозможности их личного участия, просьба направить представителя)  на Иерусалимский саммит, оно было ими проигнорировано. Важно, что приглашение, включало в себя, полную оплату всех расходов (билет, проживание, питание) со стороны организаторов. Поэтому, отсутствие или дефицит финансов не могли являться причиной отказа.  Позволю себе предположить, что причина отказа лежит на поверхности – это конфликт со спонсорами, в случае принятия такого приглашении и подписания ими Иерусалимской декларации. Показательно, что чуть раньше, и сразу после саммита две лют. церкви в России опубликовали свои заявления об отрицательном (якобы) отношении к однополым бракам. Однако, есть все основания считать, что это – документы, исключительно для внутри российской аудитории, не более чем, попытка хоть как-то избавиться от критики в свой адрес по этому вопросу. Показательно, что после принятия этих громких заявлений, ни одна из этих церквей не расторгла договоров сотрудничества и не прервала общение алтаря с церквями (спонсорами) венчающими, либо иным образом признающие однополые «браки». Именно поэтому, я и полагаю, что данные документы, являются не более чем вынужденным политическим актом

— в российском лютеранстве (судя по комментариям, отзывам и начавшейся дискуссии) начинаются тектонические сдвиги и процессы. Многие пасторы, члены общин германо и финно ориентированных церквей не довольны политикой, проводимой их руководством, и не видят причин для продолжения нагнетания агрессии, со стороны их лидеров в адрес ЕЛЦ АИ.  За прошедшие годы, для многих стало очевидно, что ЕЛЦ АИ успешно прошла сложный путь формирования, добилась успеха в миссионерской деятельности и социальном служении, и нет никаких причин тратить церковные силы и ресурсы на противостояние с ней. По мнению многих служителей, сотрудничество, информационный обмен и взаимная помощь пошли бы на пользу всем лютеранским церквям.

Как итог моего участия в саммите, позволю себе сделать прогноз:

— существующий в российском обществе запрос на религиозное просвещение будет усиливаться с каждым годом. Как ответ на этот запрос, церкви должны будут предложить масштабную и содержательную программу (в первую очередь, ориентированную на интеллигенцию, интеллектуальную часть общества). Особенно актуально это для российского лютеранства

— существующее на протяжении десятков лет финансирование ряда лютеранских церквей (действующих на территории России) из-за рубежа, привело, практически, к полному омертвлению и прекращению их миссионерской, катехизаторской деятельности. Вся деятельность этих церквей свелась к торжественному (один-два раза в год) открытию кирх после ремонта, который выполнен полностью за счет иностранного финансирования,  и написанию отчетов за потраченные деньги. Поскольку в условиях финансирования, нет требований и условий активной церковной просветительской работы, то никто в этих церквях и не считает нужным этой деятельностью заниматься. Однако, сейчас, после принятия закона об ужесточении контроля за иностранным финансированием, у ряда церквей могут возникнуть серьезные проблемы, и, в первую очередь, это будут проблемы внутри самих структур (первое: станут невозможными «серые» схемы выплаты зарплат и оплаты расходов, которые, судя по рассказам, широко применялись еще несколько лет назад. Ситуации сегодняшнего дня я не знаю, но если какие-то из этих схем «дожили» до настоящего времени, то теперь они, скорей всего станут невозможными), так же,  получатели иностранных средств должны будут публично представить свои отчеты, где будет расписано расходование этих средств (и, провинциальные пасторы, с зарплатой в 5 тыс. руб., узнают сумму представительских расходов, выделяемую их руководителю в месяц, или сумму, потраченную им на зарубежные вояжи, что вызовет массу вопросов в целесообразности и правильности расходования средств и приведет к внутрицерковным конфликтам) и другие

— на этом фоне ситуация в ЕЛЦ АИ имеет целый ряд преимуществ: это – российская церковь, не имеющая административной и финансовой зависимости от зарубежных источников, успешно работающая со спонсорами внутри России. Все общины ЕЛЦ АИ самодостаточны и самофинансируемы. Поэтому полностью отсутствует категория служителей, пришедших в Церковь «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Это, в свою очередь создает особую атмосферу внутри Церкви, в отношениях ее служителей и верующих, отношения к своему служению. Здесь нет какой-то обязаловки, показухи, очковтирательства. Поэтому все программы и проекты ЕЛЦ АИ реализуются на основе личной инициативы и пасторской работы служителей, во внутренних отношениях нормой является свободное обсуждение любых вопросов и решений, критика и возражения, непредвзятое обсуждение любых проблем. Все это делает ЕЛЦ АИ точкой притяжения для молодых служителей, для инициативных и горящих верой людей, приток которых в ЕЛЦ АИ, видимо серьезно увеличится. Так же, по мере развития ситуации, все больше пасторов из других лют. церквей будут устанавливать личные контакты и отношения со служителями и лидерами ЕЛЦ АИ,  игнорируя запреты и угрозы своего руководства (так, по рассказу одного из служителей, за переписку с ЕЛЦ АИ могут запретить в служении и выгнать из церкви, студента, посмевшего написать личное письмо епископу ЕЛЦ АИ исключили из семинарии в тот же день, как только ректор узнал об этом, и пр.). Ситуация, когда  руководство этих церквей не будет иметь ни финансовых, ни административных ресурсов для решения даже текущих задач, подтолкнет их служителей к поиску возможности и попыткам кооперации и объединении ресурсов с ЕЛЦ АИ в вопросах церковного служения, религиозно  — просветительской деятельности, социальном служении.

Все эти факторы приведут к коренным изменениям в сфере лютеранства уже в ближайшие два – три года, и эти перемены, судя по всему, будут очень благоприятными для российского лютеранства, представляемого ЕЛЦ АИ.

Епископ ЕЛЦ АИ

Игорь Князев+

к. полит. Наук

12.11.2015