Положение о конвергентном лютеранстве Централизованной Религиозной Организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания»
Централизованная Религиозная Организация «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания» является конвергентной лютеранской Церковью, отстаивающей свою лютеранскую идентичность на основании верности лютеранским вероучительным документам, изложенным в Книге Согласия.
Конвергентное, или Сближающее Движение в христианстве – это объединение трёх исторических ветвей церкви: Высокоцерковной, Пиетистской и Ортодоксально-евангелической.
Мы стараемся, сохраняя апостольскую традицию, следовать апостольским принципам соборности, сочетая свободу с подотчетностью. Поэтому в нашей церкви вместе служат Богу общины очень разных традиций. Здесь есть и большое высокоцерковное крыло, развивающее литургическую жизнь. Есть старые братские пиетистские общины (одни из самых старых в России — из числа алтайских немцев). Есть общины с современными формами прославления.
В 2015 году Централизованная Религиозная Организация «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания» восстановила апостольское преемство от Старокатолической Церкви Словакии и утвердила каноническое единство этих церквей, оставшись, тем не менее верной лютеранским вероисповедным документам. В рамках конвергентного движения также были заключены соглашения о совместном служении Кафедры и Алтаря с Содружеством Евангелических Епископальных Церквей и Ортодоксальным Англиканским Содружеством. С тех пор Централизованная Религиозная Организация «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания» выстраивает диалог со всеми консервативными ортодоксальными церквами, в частности с Русской Православной Церковью и Антиохийской Православной Церковью, развивая собственную высокоцерковную традицию сакраментального лютеранского богословия и практики.
Как учит Филипп Меланхтон в Аугсубургском Исповедании в XXIV артикуле: «Наших единомышленников несправедливо упрекают в том, что они якобы отменили мессу. Но это очевидно, что месса служится у нас с большим благоговением и с большей серьезностью чем у наших противников… Тем самым месса употребляется у нас правильно, по древнему церковному обычаю…»
Конвергентные Церкви практикуют живые исторические Церковные обряды, которые являются жизненно важными для поклонения и были сохранены и практикуются на протяжении веков. Таинства Святой Евхаристии (вечери Господней) и Крещения имеют важное значение для жизни церкви. Они опираются на традиции и мудрость Исторической Церкви и не стесняются быть частью Апостольской Церкви. Центральным местом поклонения является таинство Святой Евхаристии (вечери Господней), в котором как они верят, явлена благодать Божья, передаваемая через реальное присутствие Христа.
В Артикуле XIV Апологии Аугсбургского Исповедания «О церковном порядке» говорится: «имеем величайшее желание поддерживать церковную форму правления и церковные ранги [древние принципы обустройства Церкви и правление епископов]».
Соединение различных практик из различных течений очевидно, однако каждая церковь подходит к объединению, с учетом собственных взглядов и акцентов.
* Восстановление почитания таинств, особенно Крещения и трапезы Господней.
* Любовь и открытость для всей церкви и желание видеть усиление сплоченности и сотрудничества.
* Интерес в гармоничном соединении структур; символизма, библейской проповеди и ведомого Духом поклонения.
* Всеобъемлющая приверженность Великой Заповеди и Великому Поручению.
* Идентификация и связь с исторической неразделённой Церковью, особенно Церковью первых десяти веков.
Мы выступаем категорически против понимания церкви, как музея для хранения неких древностей. Вместе с блаж. Мартином Лютером, блаж. Филиппом Меланхтоном и другими первыми реформаторами, мы воспринимаем нашу юрисдикцию — реформированной частью западной апостольской Церкви, которая в свою очередь должна рассматриваться только в контексте Вселенской Церкви. Именно поэтому все наши епископы уже рукоположены и будут рукополагаться впредь в соответствии с древнехристианской традицией и, через преемственность рукоположений и общение с другими епископами, являются частью Вселенской Церкви. Все остальные вопросы мы выносим в области богословской дискуссии, которая продолжается в христианском мире.
В 2006 году на 9-й Генеральной конференции ВСЦ в Порту-Алегри была предложена формула: «Каждая церковь реализует свою кафоличность, если пребывает в общении с другими церквями. Мы утверждаем, что кафоличность церкви наодит свое внешнее выражение в совместной евхаристии и взаимном признании священства» (Экклезиологическая декларация «Berufen, die eine Kirche zu sein»). По поводу признания священства в документе ВСЦ «Крещение, евхаристия, священство» было высказано предложение, чтобы церкви, не имеющие апостольского преемства, установили его при помощи церквей с апостольским преемством, которые будут участвовать в рукоположениях. Историческими прецедентами этого являются высокоцерковные братства лютеран в Германии, а также польские лютеране и некоторые американские лютеранские юрисдикции, которые получили свою преемственность от старокатоликов.
Также в своем лютеранско-старокатолическом диалоге мы считаем плодотворной концепцию лютеранского богослова Генриха Фриза и римско-католического богослова Карла Раннера, которая выражается в формуле: «Ни одна церковь не должна самочинно отвергать какое-либо вероучительное определение, которое в другой церкви признается за обязательную норму. В остальном, кроме апостольского и никео-цареградского символов веры, никакое позитивно выраженной определение частной церкви не обязательно должно быть артикулом веры в другой; более широкий консенсус по этим вопросам — дело будущего… все частные церкви обязуются, оставив предубеждения по поводу богословской легитимности тех или иных церковных должностей одной церкви с точки зрения другой, с этого момента поставлять священников через рукоположение таким образом, чтобы признание их сана не было затрудительным. Между частными церквями существует общение в служении кафедры и алтаря».
В истории лютеранства установление, либо восполнение епископских хиротоний через посредство старокатолических епископов не является чем-то новым. Братства высокоцерковных лютеран в Германии и Австрии, Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше после второй мировой войны, а также некоторые северо-американские лютеранские союзы получили епископат от различных старокатолических церковных объединений.
В Германии мы встречаем несколько высокоцерковных союзов, или братств:
1. Высокоцерковный Союз Аугсбургского Исповедания
2. Евангелические терциарии св.Франциска
3. Высокоцерковная община св.Иоанна
4. Братство св.Михаила (Michaelsbruderschaft), которое появилось на Поморье недалеко от Щецина перед 2 Мировой Войной.
5. Евангелическая Община сестер Марии в Дармштадте, появилась после 2 Мировой войны
6. Gatelerring — Община Жензин в Кастелл (Вюрцбург)
7. На территории Германии можно найти еще несколько мужских монастырей (например Jesus Bruderschaft).
По вопросу лютеранского понимания устройства церкви в ноябре 2006 года немецкие лютеранские еписковы издали пояснение «Ordnungsgemäß berufen» («Призванные в соответствии с порядком»). В ответ на это целый ряд профессоров и докторов евангелической теологии, а среди них доктор Петер Байерхаус, который является «высокоцерковным епископом» (преемство епископа принял вероятно в 1998 году от лютеранских шведских епископов), а также множество лютеранских пасторов, выступили против позиции Конференции Лютеранских Епископов в Германии. Они охарактеризовали его как либеральное и «противоречащее лютеранским символическим книгам». В частности особый протест вызвало то, что в Германии ординация проходит зачастую без возложения рук, а Святое Причастие совершается не рукоположенными церковнослужителями (так называемые «викарии», которые еще не получили ординации). Это затрудняет богословский диалог об общении с Римско-Католической и Православными Церквями.
По этой причине в различных земельных церквях Германии возникли евангелическо-лютеранские братства священников, которые имеют своих альтернантивных епископов, имеющих апостольскую преемственность и стоящих во главе сообществ св. Ансгара, св.Иоанна или же Братской Обдины св.Михаила, в которых имеются действительные рукоположения и совершается Св.Месса, похожая на „Deutsche Messe” Мапртина Лютера и согласно с Аугсбургским Исповеданием.
Высокоцерковные лютеране в Германии не принимают женского священнослужения, хотя женщины являются членами их сообществ и часто занимают высокие церковные посты. Из-за осуждения женского священства, высокоцерковное движение подвергается жесткой критике со стороны либеральных лютеран.
Высоко ценится в высокоцерковном движении исповедь (в том числе тайная исповедь, о которой говорит Краткий Катехизис доктора Лютера), а также практикуется богатая литургическая жизнь (включая ежедневную Литургию Часов), которая становится средством духовного обновления евангелического христианства.
В лютеранской церкви на бывших немецких территориях польской Слезии первый послевоенный епископ Зигмунт Михелис в начале 50-х годов принял рукоположение с апостольской преемственностью от своего друга, старокатолического мариавитского епископа Вацлава Марии Бартоломея Пшисецкого. Уже в наше время лютеранский епископ Катовиц Тадеуш Шурман получил апостольскую преемственность во время своего рукоположения в 2002 году, в котором участвовали два епископа старокатолической Польскокатолической Церкви. Высокоцерковное братство св.Иоанна получило распространение в польскоязычных приходах в Польше и Словкаии благодаря деятельности выдающегося экумениста и пастора Польской Евангелическо-аугсбургской церкви Яна Гросса.
Таким образом Централизованная Религиозная Организация «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания» является конвергентной высокоцерковной лютеранской Церковью, находящейся в тесном каноническом общении с консервативными ортодоксальными историческими церквами. Участвует в развитии богословского диалога между христианами, строящими свою экклезиальность на принципах апостольского преемства.
Так как конвергентное лютеранское высокоцерковное движение Централизованной Религиозной Организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания» остается в границах лютеранских вероисповедных книг и обращается к традиции времен Реформации, его члены уверены, что оно принесет в лютеранскую церковь возрождение духовной жизни и углубление лютеранской веры, через литургическо-сакраментальное обновление.
Ознакомьтесь с документом На том стоим! Основы вероучения и практики ЕЛЦАИ
Ознакомьтесь с Социальной Концепцией ЕЛЦАИ