В первой  половине  XVI века  в Москве была  основана первая  община  российских лютеран, которую составили «русские  немцы», как называли переселенцев, связавших  свою судьбу  и судьбу  своих потомков с  Россией. В 1576 в Москве была  официально открыта  кирха  этой  общины, получившая название Св. Михаила.  Именно кирха Св. Михаила, как  отмечает профессор В.В.Солодовников в  своей  книге  «Под сенью Михаила Архангела»: « Стала в  XVII  столетии главной кирхой России, а  ее  пастор Мартин Мюнстерберг в 1634 году был назначен пробстом всех евангелических общин страны».

В 1924 год в Евангелическо-лютеранской церкви России насчитывалось 190 приходов (905 тыс. прихожан), организованных в 17 синодальных округа (пробства): Ленинградский (кирхи Петра, Марии, Анны, Екатерины, в Детском Селе); Московский (церкви Петра и Михаила, Тула, Тверь, Тамбов,Воронеж, Курск,Орел); Поволжско-Камский (Екатеринбург, Пермь, Казань, Уфа, Симбирск); Волынский (Житомир); Одесский (Одесса, Николаев, Херсон); Запорожский; Ростовский (Таганрог); Харьковский (Киев, Полтава, Луганск); Левобережье Волги (Самара, Астрахань, Пенза, Оренбург); Правобережье Волги (Саратов, Сталинград); Северокавказский (Баку, Ташкент, Ставрополь, Владикавказ, Шемаха, Пятигорск, Новороссийск, Краснодар); Крымский; Финско-ингерманландский (Петербург, Тюрё, Славянка, Колтуши); Омский (Омск, Тобольск); Латышский (Витебск, Могилев, Смоленск); Эстонский (Гатчина, Новгород, Псков); Славгородский (Павлодар, Семипалатинск).

1926—1928 в истории русского лютеранства являются  периодом  репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Последствия репрессий: в 1927 в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934 — 45, в 1936 — 8, а к концу 1937 — ни одного.

Возрождение лютеранской  церкви, в  силу преобладающего ранее   этнического фактора (немцы, прибалты, финны) началось только с  начала 90-х годов. Возродились ингерманландские  приходы преимущественно  в  Ленинградской  области, начался процесс  возрождения общин в тех населенных пунктах по всей  России, где  они функционировали до закрытия  при гонениях.

Важно отметить, что основная  масса российских лютеран  существовала традиционно  в  формах пиетизма  с  характерным для  представителей  этого течения уставом и богослужебной  практикой.

Как отмечает признанный лидер традиционных питетистских общин  Сибири, Епископ Александр Александрович Франц : «Пиетистская традиция, вывезенная немцами еще из Германии, почти 200 лет сохранялась сначала на Волге, при царях, дополняя официальную иерархическую Лютеранскую Церковь Империи, а с ее гибелью в 30-х годах XX века, продолжила существование в братских общинах, подпольных и полуподпольных, в зависимости от своего местонахождения и реакции властей. Именно такие братские пиетистские общины, существуя во все времена, и не дали умереть лютеранству в России».

В начале 90-х в  России хлынули многочисленные миссионеры. Приехали таковые  и из Германии из лютеранской  церкви. К сожалению, они представляли уже совершенно  иную, чуждую традиционному  российскому  лютеранству традицию либерального западного христианства с  признанием женосвященства, благословения  гомосексуальных пар и т.д. Важно учесть тот факт, что многие  этнические  российские немцы, носители аутентичной  российской  традиции, эмигрировали в  Германию за  «лучшей жизнью», где продолжили традицию братских общин. А германские  миссионеры фактически  создавали в  России уже  совершенно новую  церковную структуру, ничего общего не имевшей  с традиционной  церковью российских лютеран.

В результате в  России после 90-х годов  прошлого века  определились  две  лютеранские  традиции. Одна, условно «современная  германская», отражающая взгляды  и политику  ЕКД (Evangelische Kirche in Deutschland), придерживающаяся  модели либерального христианства. Вторая – продолжающаяся традиция  «российских лютеран», объединяющая  как  пиетистов,  так  и представителей  «высокой  церкви» под единым   консервативным знаменем не принятия новомодных на Западе учений.

В составе второй, консервативной  традиции, представленной Евангелическо-Лютеранской Церковью Аугсбургского исповедания ( ЕЛЦ АИ), сегодня находятся  общины, исповедующие традиционное для  России лютеранство: в  Курске, Орле, Рязани, Владимире,  Казани, Ростове на Дону, Ижевске, Иркутске, Бурятии,  Краснодаре, Калуге, Крыму  и многих других регионах. А также русскоязычные общины в  Швеции, Латвии, США, Израиле, Филиппинах и других странах, не пожелавшие  пребывать в  либеральной  церковной  модели, но сохраняющие духовную связь с  российским традиционным лютеранством.

В Воронеже традиционной лютеранской  общине Св. Марии Магдалины в  составе  ЕЛЦ АИ была  возвращен кафедральный  собор в центральном  районе города. Здание  кирхи было возвращено и традиционной исторической  общине  Св. Марии  в с. Рыбное (Рыбенсдорф) Острогожского района  Воронежской  области.  В соответствии с манифестом Екатерины II здесь еще  в 1765-1766 годах обосновались немецкие переселенцы (54 семьи, выходцы из швабской деревушки Зульцфельд). Первая кирха, построенная в 1770 году, была деревянной. Ее заменили каменной в 1801 году. Через 80 лет, в 1881 году, открыли новый храм – каменный, в готическом стиле, являвшийся гордостью рыбенсдорфцев. Храм  был в то время одним из крупнейших в Европе, рассчитан на 3000 человек. В 2016 г Воронеж отмечает 250-летие традиционной  лютеранской  общины.  При воронежской  общине ЕЛЦ АИ действует общество российско-немецкой  дружбы.

Алтайские  традиционные лютеранские  пиетистские  общины с  центром  в г. Барнаул также  входят в  состав церкви российских лютеран ЕЛЦ АИ. Лютеранство появилось на Алтае в XVIII в. с приездом немцев, работавших инженерами и чиновниками в горнодобывающих районах, до 1982 г. в Барнауле сохранялось здание лютеранской церкви Св. Павла.  Пиетистские общины действуют в 28 населенных пунктах Алтайского края. Авторитетным лидером среди них является  Епископ Западно-Сибирского церковного округа ЕЛЦ АИ Александр Александрович Франц, российский  немец. В 90-х я  помню  как он совершал миссионерскую поездку по Алтаю и встречался с моим отцом, который был «старшим братом» в общине  Гальбштадта, столице Немецкого района с 1995 по 2005 год.   Эти традиционные общины не принимают германскую либеральную традицию за критическое отношение к тексту Библии, женское священство, терпимость к гомосексуализму и разводам, за высокомерно-презрительное отношение к культуре российских немцев, а также и за скрытую коррумпированность (зависимость характера деятельности общин от зарубежного финансирования). Я  сам из потомственных традиционных российских лютеран братской пиетистской традиции. Мой дед Шварцкопф Филиппп Генрихович (1898-1970) был «братом» общины в период 50-60 годов прошлого века в селе Камыши Славгородского района Алтайского края, а двоюродный дед  Шварцкопф Генрих Генрихович был «старшим братом»  общины в тот же период. Отец Шварцкопф Филипп Филиппович (1925-2005) был «старшим братом» в  период 1985-2005 в селах Камыши и Гальбштадт Немецкого национального района Алтайского края (мой учитель богословия). Моя мать Шварцкопф Елизавета Ивановна (1928-1997) из традиционной  лютеранской семьи с. Рыбенсдорф Острогожского района Воронежской области, где  теперь вновь возродилась традиционная  община  в  составе  ЕЛЦ АИ.        

Священнослужители традиционной  евангелическо-лютеранской общины г. Барнаула (центр российского пиетизма):

Имя священнослужителяДуховное званиеВремя служения
1Иван Иванович Леубе (Johann Gottlieb Leube)пастор1751- 1764 гг.
2Кирилл Густавович Лаксманн (Eric Gustav Laxmann)пасторс 1764 г.
3Пауль Мевиус (Paul Mevius)пастор1791 — 1814 гг.
4ФроуэрДивизионныйпроповедникс 1840 г.
5Андрей Тецлав (Andreas Tetzlaff)пасторс 1842 г.
6Леонард Карл Гессе (Leonhard Carl Hesse)пастор1884 -1886 гг.
7Альфред Келлер (Alfred Keller)пастор1894 — 1904гг.
8Рудольф Карлович Дальтон (Rudolf Dalton)пастор1904 -1909 гг.
9Адальберт Густав Леста (Adalbert Lesta)пастор1909 — 1914 гг.
10Герман Гессе (Hermann Hesse)пастор1916 – 1923 гг.
11Иоганнес Адольфович Локенберг(Adolf Gustav Lockenberg)пастор1924 — 1927 гг.
12Иоганн Лаук (Johann Lauck)Старший брат (1-я община)1954 — 1982 гг.
13Иоганн Фогель (Johann Fogel)Старший брат (1-я община)с 1982 г.
14Иоганн Бетц (Johann Betz)Старший брат (1-я община)1985 -1988 гг.
15Герман Шрайбер (Hermann Schreiber)Старший брат (2-я община)по 1988 г.
16Александр Готфрид (Alexander Gottfried)Старший брат (объединенная община)1988 — 1993 гг.
17Карл Шмидт (Carl Schmidt)Старший брат (объединенная община)1993 — 2001 гг.
18Александр ФранцСтарший брат (объединенная община). Епископ Западно-Сибирского церковного округа ЕЛЦ АИс 2001 г. —

Московский приход Св. Михаила  Архангела является духовным преемником старейшей  в  России лютеранской общины, ровесницы Реформации. Традиции этой  общины российских немцев (в отличии от «офицерской  церкви» Петра и Павла , которую посещали преимущественно служившие  по контракту  в Москве офицеры  и посольские), бережно хранит современный  приход  Св. Михаила Архангела  ЕЛЦ АИ,  известный  как  последовательная протестантская  лютеранская община, отстаивающая  традиционные конфессиональные  и общехристианские  ценности, воспитывая в  своих прихожанах при этом  глубокое  уважение  к русской  культуре  и обычаям . Приход неоднократно выступал  против  проведения в  Москве  гей парадов, поддерживал инициативы, направленные на защиту  семьи и брака,  инициативы   Русской  православной  церкви и здравых протестантских альянсов, вносит свой  вклад в  культуру столицы и страны.  Так, на пожертвования  прихожан в 2001 г был воссоздана первая пьеса первого российского  театра (постановка  пастора  прихода Иоганна Грегори) «Артаксерксово действо», а  в 2005 г поставлен профессиональный  балет «Мартин Лютер».

Настоятель прихода, Епископ ЕЛЦ АИ Константин Андреев известен в Москве и за ее пределами как «христианский  адвокат», оказывающий бесплатную правовую помощь неимущим христианам, что также  является  традицией  российских лютеран. В  приходе  много ученых, деятелей  культуры, бизнесменов  различных национальностей, которые считают себя  продолжателями славных традиций  исторического российского лютеранства. Епископ Константин Михайлович Андреев  является  также членом  экспертного совета при Комитете Государственной  Думы  РФ  по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Священнослужители традиционной  евангелическо-лютеранской общины Св. Михаила Архангела  г. Москвы (центр высокоцерковной традиции):

Имя священнослужителяДуховное званиеВремя служения
1Христиан БокхорнПастор1575-1576 гг.
2Иоаким СкультетПастор1575-1587 гг.
3ИоаннПастор(???)
4Бернард КегельПастор(???)
5Вольдемар ГуллеманПастор1602-1605 гг.
6Мартин БерПастор1605-1606 гг.
7Антон ВеберПастор1606-1619 гг.
8Георг Оке или Охзе, Оксе, ОссеПастор1619-1634 гг.
9Мартин Мюнстерберг (Мюнстенберг)Пастор1634-1635 гг.
10Балтазар (Валтасар) ФадемрехтПастор1636 (или 1645)-1677 гг.
11Иоганн Готфрид ГрегориПастор1662-1669 гг.
12Иоганн Дитрих ФокеротПастор(???)
13Бертольд Фагеций (Вагеций)Пастор(???)
14Александр Юнг или ЮнгеПастор1677-1688 гг.
15Бартольд ВагетПастор1689-1718 гг.
16Йозеф ВюртцерПастор1714-1719 гг.
17Экхардт Филипп ФрайхольдтПастор1718-1738 гг.
18Николай ВинтерПастор1732-1746 гг.
19Христиан Готлиб БеккерПастор1746-1757 гг.
20Эфраим Фридрих ЗоненшмидтПастор1747-1757 гг.
21Михаэль РихтерПастор1763-1800 гг.
22Иероним Генрих ХаммельманПастор1797-1801 гг.
23Генрих Якоб КронебергПастор1801-1813 гг.
24Фридрих Тимофей РейнботПастор(???)
25Вильгельм НойманПастор1814-1821 гг.
26Адам Христиан Пауль Кольрайф (Кольрейф)Пастор1822-1836 гг.
27Христиан Пауль ХуберПастор(1823-???)
28Иоганн Самуэль ХуберПастор(с 1834 г.)
29Йозеф (Иосиф) Амадей Кольрайф (Кольреф)Пастор1836-1837 гг.
30Вакансия——1837-1840 гг.
31Август Генрих ДитрихПастор1840-1855 гг.
32Пауль ЭберхардПастор1843-1855 гг.
33Вильгельм Эразм Сталь (Шталь)Пастор1856-1867 гг.
34Вильгельм Эразм Сталь (Шталь)Пастор1856-1867 гг.
35Густав Вильгельм КарлблотПастор1867-1872 гг.
36Андреас Вильгельм ФехнерПастор1867-1887 гг.
37Людвиг Самуэль БакманПастор1887-1896 гг.
38Арвед КаннПастор1897-1903 гг.
39Армин ВегенерПастор1897-1910 гг.
40Фридрих ДебнерПастор1907-1908 гг.
41Александр ЗигфридПастор1909-1921 гг.
42Павел КанПастор(1915 г.)
43Генрих ВелерПастор(1915 г.)
44Теодор КенигПастор(1915 г.)
45Макс ПетерсПастор(1915 г.)
46Эрнст Фридрих Йозеф ГольнмаерПастор1925-1928 гг.
47Вольдемар Конрад РюгерПастор1928-1934 гг.
48Александр Теофил МейерПастор1928-1934 гг.
49Александр ШтрекПастор1928-1936 гг.
50Константин Михайлович АндреевЕпископ ЕЛЦ АИ(2006-наст. вр.)

Разрыв  с  апостольской  традицией  переживался  как  самим Лютером  и его соратниками,  так  и последующими  последователями Реформации, так  как  никто из епископов в Германии не последовал за реформатором . Лютер неоднократно указывал, что восстановление  законного епископата  в  реформированной  церкви очень важно, а  Лютеранская  церковь всегда искала пути восстановления апостольского преемства.

К сожалению, апостольское преемство, сохранившееся в  Шведской церкви в  начале  Реформации, позже  было утеряно в  силу канонических правил, когда шведские  лютеране приняли женское  священство и позже практику  благословения гомосексуалистов  и даже  разрешили гомосексуальное  священство. Принимавшие  священство по этой  линии уже  не  обладали апостольской  валидностью.

Для  либерального крыла  лютеранской  церкви новой  германской традиции важность  апостольской  преемства  не  является чем-то  ценным, так  как в  основе либерального лютеранства  лежит  модель антропоцентричного устройства  церкви – желание и воля  человека  являются  превалирующей  над волей Христа, апостольской  властью и установлениями.

Церковь российских лютеран ЕЛЦ АИ является сегодня  единственной  лютеранской  протестантской деноминацией в России,  восстановившей у  себя  апостольское  преемство. Все  епископы, священники и диаконы  ЕЛЦ АИ являются  валидными с  точки зрения  церковного права и доказывают свою преемственность по той же линии, от которой сегодня  доказывают свое  священство 95% епископов католической  церкви .

Традиционная  церковь российских лютеран  ЕЛЦ АИ при этом  не отделяет себя  от единства с протестантами других деноминаций, видя  свое  служение в  том, чтобы  быть мостом  диалога между  историческим  апостольским  христианством  и протестантским движением во всем  его многообразии путем конвергенции во исполнение  молитвы  Спасителя  Иисуса Христа, записанной в  17-й  главе 21-м  стихе  Евангелия  от Иоанна: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».

Владимир Филиппович Шварцкопф

Председатель приходского совета

Прихода  Св .Михаила  Архангела г. Москвы ЕЛЦ АИ