На новогодние каникулы я поддался уговорам детей и всей семьей, прихватив с собой друзей с их ребятишками,мы отправились в широко разрекламированный в Москве чудо-акеанариум «РИО» на Дмитровском шоссе. Реклама по телевидению рисовала удивительный мир подводных видов, экзотических рыб и обитетелей морских глубин.
Уже в мартшрутке от станции метро «Петровско-Разумовская» стало понятно,что аналогичный план посещения акеанариума имели и другие семьи с детьми. Картина стала абсолютно ясной в развлекательном центре «РИО».Такую очередь я видел только в детстве — к мавзолею В.И.Ленина.На этот раз очередь тянулась, извиваясь как экзотическая морская змея или мурена,и если бы вытянуть ее от уже упомянутого мавзолея, она кончалась бы где-то в районе Макдональдса на Пушкинской.Без преувеличений… Мы стояли 3-и с половиной часа (!!!), чтобы попасть в «сказку».И попали…в душное подвальное помещение с тремя десятками офисных аквариумов средней величины.Небольшие рифовые акулы в большой вальере-аквариуме, мурены и скаты составляли главную изюминку экспозиции.Половину «океанариума» занимали клетки с… енотами, мартышками,черепахами…и в одной вальере сидела керамическая русалка. То, что мы и дети были разочарованы, значит не сказать ничего…Нас просто обманули. Взяли с нас очень приличные деньги и обманули…
Вчера в чудо-центре произошло продолжение нашей истории,причина которой, как мне кажется, в отсутствии соицальной ответственности устроителей бизнеса.
Родительский комитет и педагоги одной из московских школ, где участя дети, страдающие аутизмом, запланировали устроить ребятам на выходные праздник,показать уникальные морские создания. Однако, когда сотрудница океанариума, услышала о заболевании детей, недоуменно спросила «а что это такое, аутизм?». Директор заведения, узнав о группе посителей с редким заболеванием, отказал детям в посещении с формулировкой: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось».Педагогов и родителей попросили прийти с детьми в другое время, когда в океанариуме «не так много народа».Праздник был испорчен…Аутисты могли, по мнению коммерсанта, понизить показатели прибыли…
Почему такой вопиющий случай бесчеловечного отношения к детям-инвалидам мог произойти в Москве и почему произошел?
В свое время Э.Карнеги поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения. В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды.
Ключевое слово в понятии социальной ответственности бизнеса — служение.И это глубоко христианское понятие, тождественное принципу, провозглашенному Апостолом Павлом : «Все что ни делаете, делайте как для Господа». Но хозяева океанариума «Рио», как и многие другие московские и российские бизнесмены, этих слов и этих понятий просто не знают.
В свое время, я услышал слоган одного социально-ответственного бизнеса: «Использовать деньги, служить людям!» Похоже, что современный российский бизнес в своей массе пользуется совершенно противоположным принципом и использует людей, чтобы служить деньгам.
России еще предстоит пройти через глубокое покаяние и осознание своего христианства, в которое многие обратились после крушения СССР, но так и не поняли его главные принципы.
Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания ,
Константин Андреев +