Обычно на Рождестве в церкви принято читать вторую главу Евангелия от Луки. Эта история добрая, можно сказать, каноничная. Здесь всё как надо.
Известная нам семейная пара прибывает в определенный им Богом Вифлеем, где оказывается в каком-то помещении вместе с животными (пещера? хлев?) и тут же происходит чудесное рождение.
Такое легко представить, удобно экранизировать, интересно иллюстрировать, добавляя в рождественский вертеп, устанавливаемый хоть в церкви, хоть дома, крохотные ясельки, умилительных овечек, козочек, коровок, а потом еще робких и деликатных пастухов.
Но в этом году мне хочется вспомнить другой, но тоже рождественский текст. Это частично первая, начиная с 18 стиха, и немного вторая, с 9 стиха, глава Евангелия от Матфея:
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
Родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.
А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит:
«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус.
И дальше уже про волхвов, которые после собеседования с коварным Иродом, отправляются на поиски Младенца:
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
И что здесь такого важного для нас, что стоит запомнить и над чем подумать?
Первое – это конечно реакция Иосифа на шокирующее известие, что его молодая жена уже беременна, «что Она имеет во чреве от Духа Святого». И как же ему поступить? Как велит традиция или… Он мягко, человеколюбиво, по-доброму, не поднимая скандала, «хотел тайно отпустить Её». Но тут вмешался ангел и Иосиф решает ждать. Сколько точно времени прошло мы не знаем, но «наконец Она родила Сына Своего первенца».
Вот нам пример веры, а еще доброты и терпения, проистекающих из нее.
А затем волхвы. Упорные восточные мудрецы, безымянные в Библии, но кому, по немецкой традиции, дали имена Каспар, Мельхиор и Балтазар. И вот они идут, идут, идут и, наконец, через Иерусалим, добираются до нужного места, где «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца», передав Ему свои дары.
И это еще один пример веры, доброты и терпения. Потому, что идти за тридевять земель, терпя неудобства долгого пути могут только терпеливые. А вручать дорогие подарки бедной семье, зная, что им нечем воздать в ответ, так поступают только по настоящему добрые. И, наконец, увидеть в крошечном ребенке будущего Спасителя мира могут только истинно верующие люди.
Таковы люди Библии. Иосиф, Каспар, Мельхиор и Балтазар.
А кто окружает нас?
Вчера я ехал на предрождественское мероприятие, проводимое одной общественной организацией, где мне следовало выступать, и таксист в сердцах, всю дорогу, с горечью вполголоса бормотал о том «сколько злых людей сейчас развелось».
Не знаю кто его конкретно обидел в этот день, но я поймал себя на том, что наши с ним наблюдения совпали. Да, я тоже думаю, что количество злых в наше время зашкаливает. Они кругом. Злые, издерганные, битые жизнью, и от этого еще более несдержанные люди. Злые на работу, на цены в магазине, на врачей в поликлинике, на своих родственников, да и еще на мало ли кого.
Где их доброта, мягкость и человеколюбие как у Иосифа?
Где терпение и бескорыстность, как у этих волхвов?
Может всё дело в вере, точнее говоря в ее отсутствии у большинства современных людей?
А ведь Рождество — это очень подходящее время, чтобы обрести веру! А через нее и всё остальное, чего нам желает Бог и ради чего в мир приходит Младенец и Спаситель Иисус.
И тогда в мире станет больше доброты. Больше милосердия. Больше понимания своих близких. Больше терпения ко всем людям, всех национальностей, всех вероисповеданий, всех стран.
Я поздравляю вас всех, мои братья и сестры, с праздником Светлого Христового Рождества и желаю встречать по жизни только добрых людей и самим становиться добрее и терпеливей!
Ваш брат во Христе, Александр Франц,
архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания России