4 февраля день рождения Дитриха Бонхеффера (1906–1945) — известного богослова, лютеранского пастора, теолога и публициста, участника антифашистского сопротивления, погибшего в нацистском лагере. В своих главных трудах «Хождение во след», «Жить вместе» Бонхеффер ни раз говорил о том, что средоточие жизни человека — это «существование для другого», «жизнь для других» и именно с этого начинается Церковь.
Вопрос: Дитрих Бонхеффер — один из блестящих христианских мыслителей ХХ века, проповедовавший «деятельное христианство», жизнь для других. Какой именно аспект из жизни и деятельности Бонхеффера интересует ваше общество, что лежит в основе его деятельности?
Энно Обендик (Международное Общество Дитриха Бонхеффера): Наше общество, в первую очередь, заботится о научном осмыслении наследия Дитриха Бонхеффера, то есть мы состоим в контакте с людьми, которые занимаются изучением его трудов. Мы проводим конференции, на которых читаются научные теологические доклады по вопросам, поднятым в произведениях Бонхёффера, а также доклады на современные темы, которые нуждаются в теологическом осмыслении. Три раза в год общество выпускает сборники статей и докладов, которые читаются на ежегодной конференции в Айзенахе. Так или иначе, мы каждый раз пытаемся актуализировать, соотнести с современностью то, о чем писал Дитрих Бонхеффер. В сентябре 2011 года мы будем рассуждать об основаниях этики у Бонхеффера. Этика — это та область, где Бонхеффер начал совершенно новую главу. До него такого взгляда в христианской, во всяком случае, в евангелистской теологии, никогда не было. Бонхеффер актуализирует для церковных людей десять заповедей, заставляя нас слышать новое, учиться новому.
Вопрос: Кто принимает участие в этих конференциях?
Энно Обендик: Приглашаются все люди! Но не все приходят. У нас около 490 членов общества, которые, кстати, происходят из совершенно разных слоёв населения. Все приглашённые знают заранее: у нас нет различий между теологами и не теологами. В президиуме нашего общества есть и католический профессор теологии из Мюнхена, инженер, социальный работник, евангелический профессор теологии… В общем, «яркий микс». Нас объединяет одно: желание, чтобы труд Дитриха Бонхеффера жил. Мы не антиквариат и не общество-памятник.
Вопрос: Каким образом воплощается работа общества в Германии?
Энно Обендик: У нас есть различные рабочие группы. Одна из них устанавливает контакты с церковными общинами, которые особенно интересуются Дитрихом Бонхеффером и носят его имя. Другая группа занимается школами имени Бонхеффера. Я сам долгое время был председателем комитета, курирующего гимназию его имени, расположенную недалеко от Дюссельдорфа. И есть еще одна группа, которая занимается памятными местами, связанными с Дитрихом Бонхеффером — это дом его семьи в Берлине, летний дом семьи в Гарце и, конечно, концлагерь Флоссенбург, где он был убит.
Вопрос: Вы упомянули общины и школы имени Дитриха Бонхеффера. Мы знаем, что есть одно студенческое общежитие его имени. Это, как часто бывает, только лишь название или люди действительно интересуются наследием Бонхеффера?
Энно Обендик: Могу сказать, что обычно это больше, чем просто название. Люди из тех учреждений, которые берут имя Бонхеффера, хотят у него чему-то научиться. Они понимают, что имя накладывает ответственность, поэтому речь идет о личном обязательстве относительно того, чему мы сейчас можем научиться у Дитриха Бонхеффера. Всем этим организациям важны две вещи. Во-первых, чтобы христианство не замыкалось «в себе», подобно «улитке в домике», но становилось значимым в мире. И, во-вторых, чтобы то, что должны делать и делают христиане, было направлено на других, а не на самих себя.
Вопрос: С чем в первую очередь ассоциируется Дитрих Бонхеффер в Германии сегодня, с какими идеями, опытом?
Энно Обендик: Сложный вопрос. Если говорить обо всем обществе, то, конечно, нельзя сказать, что его идеи активно воплощаются в жизнь. Но я приведу вам один пример: когда бывший президент США Джордж Буш выступал с речью перед немецким парламентом в Берлине, единственный немец, которого он процитировал, был Дитрих Бонхеффер. В общем, все не так уж зримо или слышимо, но все же имя Бонхеффера в Германии знают: в нашей стране 80 (!) улиц, названых в честь него, из них две — в Берлине.
Вопрос: Как вы считаете, что сейчас для нас важнее всего из наследия Дитриха Бонхеффера?
Энно Обендик: Я попробую ответить на это двумя главными тезисами. Первый — Дитрих Бонхеффер показал христианам, что христианская весть предназначена не лично им, а миру. Это я обозначаю словосочетанием «политический аспект». Другими словами, христиане должны идти с этим посланием в мир. Не в том смысле, конечно, что каждый христианин должен стать главой правительства, а в том, что христиане должны внимательно следить за политикой и при необходимости принимать в ней участие. Евангелическая церковь, я могу говорить только за неё, не делала этого и не училась этому до Бонхеффера, а если бы делала, то многое могло бы в Германии произойти по-другому в ХХ веке.
И второе, что я хотел сказать: тот, кто изучает Бонхеффера, учится тому, что христианская жизнь, это всегда жизнь не для себя, а для других. Главное — христианин ответственен не только за себя, а в первую очередь, за других людей, особенно за слабых. Это то новое, чему мы научились у Дитриха Бонхеффера. При этом всегда нужно иметь ввиду, что христианин, действуя в интересах другого, сам может пострадать. К этому нужно быть готовым.
Беседовала Александра Яблочкова
СПРАВКА: Международное общество Дитриха Бонхеффера было основано 1972 году группой верующих (изначально — около сорока человек), интересующихся работами Бонхеффера. Сегодня официально в Германии оно объединяет более 490 человек и 35 учреждений. Основная деятельность — организация конференций, выпуск сборников статей, посвященных наследию Бонхеффера, патронаж над школами, носящими имя знаменитого теолога. Обществом издано 16-томное собрание сочинений всех работ Дитриха Бонхеффера. Существует на членские взносы и частные пожертвования. Свои отделения у общества есть в США, Голландии, Корее, Японии.
Базница.инфо