Первое Послание Апостола Павла к коринфянам:
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
В начале июня нынешнего года, три епископа ЕЛЦ АИ: Константин Андреев, Павел Левушкан, и я, побывали с визитом в Республике Карелия. Дни поездки были насыщенны событиями, встречами, общением. Были и торжественные богослужения, беседы с верующими, неформальное общение, переговоры, встречи с властями. Все, как в обычный визит. Ряд материалов об этом мы опубликовали на наших сайтах, разместили видео. Вроде бы все, как говорится «тема закрыта», но мне постоянно казалось, что не хватает какого-то последнего аккорда, последнего слова об этих днях, какой-то детали, случая, который подвел бы символический итог нашей поездки.
Все эти дни меня томило смутное желание сказать что-то главное, важное, что не прозвучало в официальной хронике визита, не вошло в интервью и комментарии. И вдруг, сегодня, я понял, о чем я должен написать! Это, конечно же, наша встреча и знакомство с пастором прихода Лахденпохья Карельской Евангелическо Лютеранской Церкви Рюне Фантом. Этот, суровый на первый взгляд, человек, поразил нас своей историей жизни и служения. Такие рассказы редко услышишь в наше прагматичное время, когда по расхожему мнению, люди идут служить в Церковь лишь за «хлеба кус», а говоря откровенно из желания хорошо устроиться на прибыльном месте. На самом деле это не так. Таких людей, идущих заработать, всегда в Церкви было меньшинство, очень небольшая часть. История Рюне, как нельзя лучше показывает, что такое настоящее призвание к служению, и как люди, бросив все, приходят служить Богу. Поэтому я и решил ее рассказать.
Еще 10 лет назад Рюне, гражданин Финляндии, был вполне востребованным и успешным человеком у себя дома, на родине, где он владел хорошо отлаженным и имеющим высокую репутацию похоронным агентством. Бизнес, этот, для европейских стран, очень уважаемый. Прощание с близким человеком и проводы его в последний путь, там принято поручать профессионалам. Для этого нанимают людей, хорошо знающих тонкости протокола, берущих на себя скорбные хлопоты в самые трудные моменты человеческой жизни – в дни утраты своих близких. Именно такие агентства берут на себя все заботы об усопшем. Их работа дает возможность родственникам скорбеть об умершем, вспоминать общие истории своей жизни, а не бегать по магазинам похоронных товаров в поисках венков, аренды залов в столовых или кафе, найма рабочих для рытья могилы, оркестра и пр., как это было принято до недавнего времени у нас. Там, на западе, вы звоните в агентство, к вам приезжает человек, берет официальные бумаги, и в следующий раз вы встречаетесь с ним уже в Церкви, где все готово для отпевания, а потом и для похорон. Одним из таких агентств владел и Рюне, тогда и не помышлявший о служении в Церкви. Дела у его агентства шли хорошо, репутация была безупречной, работы много. Да и в целом жизнь состоялась, как говорится «все есть», начиная от уютного дома до хорошей пенсии. Можно готовиться к тихой, сытой, обеспеченной старости.
Так думал и Рюне, так бы, наверное, оно и было. Но в один из дней, первый епископ Карельской Лютеранской Евангелической Церкви, то же, кстати, из Финляндии, Раймо Яатинен, привез Рюне в Россию, если точнее, то в Карелию, в город Лахденпохья. О епископе этом, ныне уже покойном, очень много хорошего слышали мы от прихожан Карельской ЕЛЦ и ее служителей. Да и по истории КЕЛЦ видно, что епископом он был замечательным, знал свое дело, а главное людей знал, разбирался в них, тот случай когда прямо по смыслу можно сказать: от Бога! Настоящий был пастырь.
Восстанавливал Церковь из руин, собирал общины. Ездил, служил, строил. Сам искал на все это деньги, жертвовал и собственные средства. Поэтому и смог он своим пасторским наметанным глазом увидеть во владельце похоронного агентства, нашем герое Рюне, человека искренне верующего, жертвенного, твердого, человека с открытым сердцем. Поэтому, привез он Рюне в Лахденпохья, показал ему почти полностью разрушенный двухэтажный дом и сказал: «Это твой приход Рюне. Ты должен здесь построить церковь, и ты должен в ней служить». Сначала, как сказал мне сам Рюне, он просто не поверил своим ушам, но потом понял, что все это всерьез. Подумал, посмотрел руины двухэтажного дома, зияющего глазницами выбитых окон, помолился и, говорит он: «Я понял, что это мой долг».
С этого момента начинается служение сначала диакона, а потом и пастора Рюне Фанта. Человек он был вполне себе светский, в церковных иерархиях знакомств и связей не имел, да и спонсоров каких-то то у него то же не было, не понимал он, где, и как их искать. И тогда, говорит Рюне: «Я решил, что я должен проповедовать там, куда меня зовут». Он просто стал проповедовать в собраниях, на похоронах, везде, куда его приглашали. Да и сам не остался в стороне. Жертвовал свои личные деньги, из той самой пенсии, что зарабатывал на тихую старость.
Стараниями Рюне, за несколько лет, дом из руин превратился в красивое благоустроенное здание с хорошим евроремонтом. Собралась большая община, и теперь это — центр религиозной и духовной жизни для многих людей. Рюне, не смотря на свой преклонный возраст, и тяжелую болезнь жены, продолжает проделывать по 800 километров дважды (а то и чаще) в месяц, чтоб приехать в свой приход, служить, помогать, поддерживать. Приход, помимо духовной и церковной жизни, помогает людям, попавшим в трудную ситуацию, оказывает социальную помощь, поддержку, всем нуждающимся, не зависимо от их вероисповедания и места жительства.
Часто мы слышим, как что-то мешает человеку начать служить Богу, или просто, начать делать что-то важное. Мешает или возраст: слишком стар/слишком молод, финансовое положение – нет денег, нет спонсоров, семейные дела – растут дети, или внуки. Всегда есть что-то, что мешает, и как часто мы забываем слова апостола, ставшие эпиграфом рассказа. Слова о том, что не надо ждать смены звания, состояния, а надо служить там и тогда, тем и тогда, когда ты призван. Ведь Бог призывает тебя таким, каков ты есть, а не таким, каким ты будешь когда-то. Рюне своим примером преподал мне хороший урок, о том, как надо отвечать на призвание Божие – без сомнений и колебаний, без поиска причин и оправданий для того, чтоб не ответить на этот призыв.
Я не смог удержаться и задал ему, уже в конце нашей беседы вопрос: «Рюне, неужели ты никогда не хотел оставить все это? Ведь иногда просто руки опускаются, хочется все оставить и просто жить. А тебе никогда не хотелось?» Конечно, не буду лукавить, я при этом думал услышать стандартный ответ: «Да, иногда было так трудно, что я хотел все бросить, но держался, друзья помогали и т.д.», а услышал: «Нет. Никогда! Ведь служить здесь — это мой долг!».
Что можно добавить? Ничего. В таком ответе, и в том с какой твердостью он был дан, содержание исчерпывающее. Я с трудом сдержался (с годами становлюсь сентиментальным), чтоб не выдать своих чувств. Пожал Рюне руку, и мы попрощались. Мы договорились обязательно увидеться вновь, в Лахденпохья и Сортавала, в ставшей для меня близкой и родной Карелии.
А еще, я очень надеюсь, что когда нибудь, Рюне сможет приехать в Москву, и ко мне в Павловский Посад, и мы вновь будем вместе служить, и я познакомлю его с моими родными и друзьями. Все это время до следующей встречи, мне будет жить чуточку легче. Потому, что я знаю: у меня есть друг, суровый финн, отдавший все, и всего себя Церкви, ни разу не усомнившийся в правильности выбранного пути. Друг, который в далекой Карелии молится обо мне Богу.
+ Епископ Игорь Князев
13 июня 2015г.
Лахденпохья – Сортавала. Карелия