Лютеранское богословие выражает истину учения о спасении (сотериологию) в догматах полного и безусловного упования на Бога, как единственного Спасителя, совершителя нашего спасения. Учение об оправдании через жертву Иисуса Христа является самым главным догматом Церкви, который невозможно обойти стороной и насчет которого не может быть двух разных мнений.

Именно через учение об оправдании мы приводимся Богом к учению о нашем спасении, об уверенности в Божьем избрании и спасении. Лютеране, рассматривая догмат оправдания, всегда подчеркивают, что основная и единственная заслуга в спасении нас принадлежит Богу, в этом деянии нет нашего выбора, проявления воли, шага в сторону Бога, открытие Ему дверей и т.д. Шаги в сторону Бога может делать только человек, возрожденный и воскрешенный силой Евангелия и Слова Божьего, обновленный водами Крещения — баней водной; в противном случае человек считается духовно умершим, не имеющим силы ни ответить Богу, ни сделать что-либо для своего спасения. После возрождения человек может выражать свою веру Богу — которая есть дар Божий, может творить добрые дела — как плоды веры, может быть уверенным в своем спасении. Это является наиважнейшим спасительным учением христиан, в котором должна укрепляться вся христианская Церковь, возрожденная и обновленная в уповании на спасительное дело Христа, а не на наши заслуги.

Учение о предопределении (или вечном предызбрании Божием) является учением второстепенным, но связанным с сотериологией (учением о спасении), по этой причине оно не выставляется на первое место, дабы не смущать неутвержденные, но возрожденные души. Правильное понимание догмата об оправдании и спасении верующего, позволяет ему правильно понять и применять остальные догматы Церкви — такие как: предызбрание, освящение, и мн.другие. Так предызбрание в свете учения об оправдании — как главного учения Церкви — рассматривается следующим образом: Бог всех предопределил ко спасению, но согласно учению о свободной воле (и рабстве воле одновременно), человек всегда имеет неприятный, но шанс, отказаться от Бога, избежать Его милости и непрестанно избегать спасения своего. Божий призыв звучит для каждого человека и Слово Его не возвращается тщетным, но зарождает начатки веры в каждой человеческой душе, однако каждый человек имеет право отвергнуть Бога, к чему и стремиться каждый человек после грехопадения — сокрыться от Бога и избежать Его милости, ибо никто не ищет Его, все совратились. Бог же непрестанно обращает Свой милостивый взор к грешникам, желая их обратить и привести к Себе.

Кажется, что это учение неким образом противоречит учению об оправдании — в котором Бог воскрешает мертвых духовно людей, однако это противоречивость обманчива. Можно задаться вопросом — как мертвые духовно могут противостоять Богу, как они могут отвергать Бога и говорить Ему нет, если они уже духовно мертвы? Но дело в том, что духовно мертвые люди не являются мертвыми во всем, они могут заниматься светскими делами, работой, семьей и т.д., при том духовно совершенно отрезаны от Бога и не желая иметь с Ним ничего общего. Подобно тому, как Адам, после грехопадения, став уже духовно мертвым деятельно выражал отвержение Бога, хулил Творца, обвинял Его в своем же грехе, называя Его таким образом творцом зла и виновником всех несчастий. Но Бог не может быть источником зла, равно как Адам не может добровольно прийти к Богу по собственной воле, он может лишь отвергать Бога, и всячески нарушать и отвергать исполнение 1-й заповеди, которую можно исполнить лишь верою: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов». Без силы Божьей мы не можем ни любить Бога, ни веровать в Него — но Он дарует нам и веру и любовь, как дары, коими мы можем воздавать Ему хвалу и должное поклонение, ибо без Него не можем делать ничего.

Учение об освящении, являющееся продолжением, или следствием учения об оправдании провозглашает, что в жизни верующего человека вера служит причиной добрых дел, подобно тому как корень доброго дерева и ветви служат основанием для принесения добрых плодов. Однако если плодов не видно, совершенно не означает, что человек не спасен, спасен он в результате оправдания, а не собственных добрых дел. Всему время и для всякого дела место, так и на добром дереве рано или поздно появятся добрые плоды. Но верующий, основываясь на главном догмате Свящ.Писания — оправдании даром по благодати в Господе Иисусе Христе — имеет твердое упование на спасение и обетование вечной жизни с Богом. Согласно этому упованию и наставлению от Духа Святого, обитающего в верующем после Святого Крещения, каждый верующий побуждается (а не принуждается) к совершению добрых дел на благо ближнего и дальнего, на благо своей страны и Божьей Церкви. Однако, став жертвой искушения от дьявола, мира и собственной плоти, верующий человек может лишиться спасения и дара Духа Святого, отпасть от веры, пребывая в нераскаянном положении перед Богом, утратив общение с Творцом. Но через покаяние и упование на Слово Божье и дело Христа верующий может вновь обрести дары — веру, спасение, жизнь вечную, Духа Святого, радость, силу творить добрые, богоугодные дела. Процесс же освящения суть дело всей жизни верующего, в отличие от дара оправдания — события одномоментного, даруемого через Слово Божие и Святое Крещение, Таинство, которое не нужно вновь повторять, а совершаемое лишь единожды в жизни человека.

Процесс освящения в течении всей жизни человека связан с двумя Таинствами: вход в Церковь путем Крещения, события одномоментного с одной стороны, а с другой стороны, повторяющимся ежедневно, когда верующий человек начинает свой день с молитв покаяния и посвящения Богу, чтобы Бог потопил ветхого человека, греховного, через раскаяние и Слово Божие, и восставил нового человека, ходящего в святости пред Всевышним Творцом и Богом, и завершает свой день покаянием и обновлением в вере. Кроме Крещения, на процесс освящения оказывает величайшее влияние и Таинство Причастия (Евхаристии), благодаря которому через истинные Тело и Кровь Христа (а не через символы оных) даруется прощение грехов, приобщение к Церкви, освящение и жизнь вечная.

Пастор Виктор Алиев
настоятель прихода Св.Марии ЕЛЦ АИ в г.Рязань