Комментарий христианского адвоката Константина  Андреева  www.KonstantinAndreev.ru 

Деятельность религиозных организаций  не может  ограничиваться  проведением собраний в специально отведенных для религиозных целей  местах. Помимо богослужений в храмах (молитвенных домах и т.д.) религиозные объединения практикуют такие специфические  формы выражения права  на свободу  совести, как  публичные богослужения и публичные религиозные мероприятия. Таковыми могут быть: крестные ходы, паломнические шествия, стояния, уличные евангелизации, евангелизационные концерты, авто- ,мото- велопробеги и др.

В 2011 г Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) подтвердил, что на публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии распространяется порядок проведения публичных мероприятий, как митинги, шествия и демонстрации.

В декабре 2012 г Конституционный суд России (КС РФ) вынес постановление N 30-П1.Постановление касалось проверки конституционности положений п.5 ст.16 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также норм аналогичного закона республики  Татарстан. 1.Постановление Конституционного Суда РФ  от 5 декабря 2012 г. N 30-П  по делу о проверке конституционности положений  пункта 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединений» в связи с жалобой уполномоченного по правам человека РФ. 

КС РФ подчеркнул, что необходимость уведомления о публичном религиозном мероприятии в силу одного лишь факта его проведения вне специально отведенных для этих целей мест представляет собой необоснованное вмешательство государства в сферу свободы совести и свободы собраний, признал оспариваемые нормы неконституционными и обязал законодателя внести необходимые изменения.

Согласно комментариям судьи-докладчика по делу Сергея Казанцева, организатор публичного богослужения или собрания, если оно проводится вне специально отведенных мест, должен уведомлять об этом органы власти только в том случае, когда это мероприятие представляет потенциальную опасность для общественного спокойствия, нравственности и здоровья граждан.

Однако, КС РФ также отметил, что  право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным (по аналогии, как  не является абсолютным право на «религиозную тайну») и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пункт 5 статьи 16, таким образом,  был  признан не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой им вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1 — 4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести…». 

Главный критерий в логике законодателя – защита общественной безопасности.

В октябре 2014 г Президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий проводить религиозные обряды и церемонии без уведомления местных властей в специальных и жилых помещениях, местах паломничества и на кладбищах.  Согласно принятого Федерального  закона  от 22.10.2014 N 316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»    : публичные богослужения, проводимые в общественных местах, должны осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Законом установлено, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:
— в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
— в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

— в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
— в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
— на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
— в местах паломничества;
— на кладбищах и в крематориях;
— в жилых помещениях.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном
для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Согласно статьи 3 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» («Закон о митингах»), проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений «Конституции» Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Согласно статьи  6 «Закона о митингах»
1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными «законами» и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
(п. 3 введен Федеральным «законом» от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

 4. Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;(п. 2 в ред. Федерального «закона» от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.(часть 4 введена Федеральным «законом» от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

Согласно статьи  7 «Закона о митингах»:
1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.(в ред. Федерального «закона» от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; (в ред. Федерального «закона» от 08.12.2010 N 344-ФЗ)
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в «статье 3» Федерального закона «О митингах», подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Таким образом, российский законодатель следует по пути не ужесточения законодательства о свободе совести и религиозных  объединениях, а логике обеспечения общественной безопасности и приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права. Аналогичные нормы действуют в большинстве европейских стран.

Константин Андреев
Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания

www.luther.ru
Христианский адвокат www.KonstantinAndreev.ru