В последнее время  стали вновь появляться  публикации и частные высказывания в социальных сетях, посвященные уже набившей оскомину теме «какая  церковь в России является  традиционной, а  какая  нет».

Корни этой  темы  лежат в, до сих пор не оформленных юридически государственно-конфессиональных отношениях между РФ  и религиозными объединениями. В Преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1], содержится указание  на то, что российское светское  государство признает особую роль православия в истории России. Далее идет ссылка на то, что составляющей неотъемлемой частью исторического наследия народов России являются  не промаркированные христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Такого понятия  как историческая преемственность конфессий в  указанном рамочном  законе, равно как  и в других нормативно-правовых актах РФ не существует.

Тем не менее, понятие «преемственности» в общественном обороте  существует. Какова  же  его природа?

Еще «Большая советская  энциклопедия», чьи статьи отличались достаточным академизмом, определяла преемственность как «…связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций , воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности»[2].

Таким образом, преемственность – это понятие социокультурное и государство, выстраивая  свои отношения с религиозными объединениями, учитывает фактически сложившиеся отношения в сфере реализации гражданами конституционной  свободы совести.

В юридическом поле существует также понятие  «правопреемства» , которое представляет собой переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому, когда  правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство. При этом происходит замена субъектного состава правоотношения, при сохранении первоначально существа правоотношения. Как отмечал  В.С.Толстой, правопреемство — это  «прекращение прав и обязанностей у одних лиц и причинно связанное возникновение их у других в том же или ином объёме»[3].

Примером  универсального правопреемства применительно к организациям различных форм  является правопреемство при реорганизации юридических лиц. В этом  смысле РПЦ  не является правопреемницей Православной церкви Российской  Империи, так  как Революция  устранила  все  прежние правоотношения  и православная  религиозная организация была  зарегистрирована  заново в советской республике, как  новый  субъект. Историческая, духовная и культурная  преемственность при этом, несомненно, сохранилась. А вот нынешняя  Русская православная  церковь является  правопреемницей  ПЦ, функционировавшей  в период СССР, пройдя  соответствующую перерегистрацию в  соответствии  с  новым законодательством после принятия Конституции 1993 г.

Сегодня объективно сложились отношения, которые позволяют маркировать как  преемственные отношения, сложившиеся в православной  церкви, традиционной буддистской  сангхи, исламской  умме и других традиционных конфессиях в  РФ. Часть из религиозных организаций являются  юридическими правопреемниками бывших в СССР.

У новых и молодых протестантских образований преемственность, как социокультурное  явление также  присутствует. Это вопрос их духовного выбора той или иной традиции, конфессионального наследия определенной религиозной школы, которым  было сделано предпочтение и т.д. У лютеран – это прежде  всего преемственность в учении, выраженном в  конфессиональных вероучебных книгах, прежде  всего в «Аугсбургском исповедании» и «Книге Согласия».

Так, по аналогии, ученый развивающийся в  русле  определенной школы, представляет ее продолжающуюся  преемственность. Собиратель марок – продолжает славную преемственность филателистики. Фольклорный ансамбль, исполняющий песни хантов, преемник  этой  древней  прекрасной  традиции. Юридически «преемственные отношения» могут быть  оформлены в качестве  добровольного объединения  граждан, которые гарантированы  Конституцией  и соответствующими законами. Граждане  могут создавать клубы филателистов, индианистов, религиозные объединения и т.д. Государство в этот процесс не вмешивается. Его интересует только вопрос общественной  безопасности, который осуществляется  на стадии регистрации общественного (религиозного) объединения путем проведения соответствующей  экспертизы и впоследствии путем контроля  за деятельностью организации. В случае, если организация  представляет с точки зрения государства  опасность общественным отношениям, ей  делаются  предупреждения, она может быть снята с регистрации и ликвидирована  по решению суда, объявлена экстремистской  и т.д.

Вопрос преемственности решается через взаимное признание гражданами, входящими в общественные (религиозные) объединения  деятельности друг друга. Например, один клуб филателистов  может не признавать другой в  качестве «истинного», в  силу  того, что в последнем граждане  коллекционируют «погашенные марки», а они считают, что предметом  коллекционирования у  «истинных филателистов» могут быть только «не гашенные». Или две религиозные организации, чувствующие общность исповедуемой  традиции, могут объединиться, путем подписания соответствующего соглашения  о сотрудничестве и взаимном признании.

Следует отметить, что правопреемство в отличие  от преемственности касается в первую очередь вопросов  собственности. В то время как преемственность – традиции. Как в случае с браком – он, фиксируя особый  статус вступающих в него, и решает прежде всего вопрос  имущественных отношений супругов, а  вот любовь – это вопрос  другого порядка и она никак  зарегистрирована  быть не может. Она  может только наблюдаться между  супругами. Но в браке  ее, увы,  может и не быть, что не делает брак  при этом не действительным.

Федеральный Закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[4], который ошибочно еще называют «законом  о реституции», определил порядок и условия передачи религиозным организациям собственности  религиозного назначения. Однако, указанный  закон не содержит ни одного определения, или даже  намека  на  такие термины, как «преемственность» или  «правопреемство».  То есть, при решении вопроса  о передаче религиозной организации собственности должны  учитываться  не декларируемая членами организации приверженность определенной  традиции (преемственность), и даже  не право на бывшую церковную собственность. Строго говоря, закон рассматривает лишь порядок  передачи имущества, а  вот решение о его передаче  решается  органом  исполнительной  власти исходя  из равных прав зарегистрированных в  законном  порядке  религиозных объединений. Имеется  лишь одна  оговорка. Так, согласно пункту 4 статьи 3 указанного закона, передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества. То есть, синагогу  нельзя передать под мечеть, а  кирху  под костел и т.д. Хотя  на практике этот принцип иногда  нарушается, как  это было в  связи с передаче лютеранских храмов Русской православной церкви  в Калининградской области.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств у  большинства протестантов в силу  их молодости никакого имущества  религиозного назначения  не было. То есть возвращать и передавать таким образом  нечего. Можно только строиться, что активно протестантские  конфессии и делают.

Была  собственность у реформатской  и лютеранской  церквей. Первые представляют собой  весьма  малочисленную группу в России, да и бывшей  собственности данной конфессии тоже  не много. А вот у лютеран собственности сохранилось много. До Революции практически в каждом  уездном городе  Российской Империи была кирха  и иные объекты  религиозного назначения. И именно вопрос  о собственности внес  наибольший  разлад в существующие лютеранские  религиозные объединения России.

Желание получить всю бывшую собственность в  свое  единоличное  пользование заставляет такие  структуры, как Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России- ЕЛЦИ[5] и Евангелическо-Лютеранскую церковь в России и других государствах- ЕЛКРАС (дочернюю структуру Evangelische Kirche in Deutschland: EKD [6], в которой, в свою очередь,  «благословляют» гомосексуальные браки) выдвигать в качестве  главного аргумента своих притязаний  на лютеранскую собственность – аспект их «преемственности» и «правопреемства».

Как уже  было доказано выше, «преемством»  эти церкви (впрочем,  как  и другие), в силу самого факта  принятия  на себя культурной  традиции лютеранства, несомненно обладают. Тут действует принцип – «назвался  груздем – полезай в  кузов». Червивый  ты  груздь, однополый, или ядовитый, это вопрос  уже  второго плана. Складывающиеся в обществе отношения сами определят статус такого груздя.  А вот «правопреемством» по отношению к Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской империи эти структуры  не обладают,  так  как  юридически были созданы  уже после принятия Конституции 1993 г.  Но это и не важно, так  как, исходя  из действующего законодательства  ни «преемство», ни «правопреемство» не являются категориями, которыми оперирует  «закон о реституции». В судебной практике  при решении наследственных дел мне также  часто приходится  объяснять гражданам, что на право наследования наличие  у  них ордена Красного знамени и выслуги лет никак  не влияет. Суд просто не принимает во внимание обстоятельства, которые не относятся к  делу.

У Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания  – ЕЛЦ АИ[7] также имеется  «преемственность» в духовном  и социокультурном аспекте, что подчеркнуто уже в  самом  названии этой  церкви. В составе  ЕЛЦ АИ находятся  старейшие приходы на Алтае, Воронеже, в Москве, которые ведут свою традицию с 16-го века. 

Почему  же ЕЛЦИ и ЕЛКРАС выдвигает в  качестве «оснований» при получении конфессиональной  собственности на не действенные аргументы. Возможно это вопрос  относится  к отсутствию серьезных юридических служб в  данных религиозных объединениях  или отсутствию иных аргументов. Или банально хочется  получить все в единоличное пользование. Очень обидно, что на пляже, кроме тебя оказывается  еще  кто-то, а  ведь была  иллюзия, что он принадлежит только нам, когда  мы пришли. Подходят другие  отдыхающие, расстилают коврики, ставят зонтики  и…собственно отдыхают. И аргумент, что мы «пришлю сюда раньше  вас», мы  лучше  знаем как правильно загорать и т.д. не действуют. Но факт того что ты не один на пляже, нужно просто признать. Иначе  есть шансы  испортить отдых другим  и себе, а вместе с ним и нервы.

Какие  же  аргументы действительно являются  определяющими в процессе получения бывшей конфессиональной собственности? Фактически сложившиеся отношения, которые включают в  себя  существование религиозной общины, прошедшей  государственную регистрацию (а значит признание  со стороны государства  ее конфессиональной принадлежности), потребность этой  общины в конкретной  собственности для осуществления своей деятельности, общественную безопасность и возможно общественную пользу, которая  эта  община  приносит или может приносить. Последнее слово в вопросе о передаче собственности решается органом исполнительной власти, который  исходя  из Конституции и профильных законов не должен отдавать предпочтения той  или  иной  конфессиональной  религиозной организации.

То есть, принцип «кто первый  встал – того и тапки» действует в  данном  случае  не только как  реализуемая  справедливость согласно Конституции, но и как  важный  принцип отделения любой церкви от светского российского государства.

В завершении следует заметить, что  государство конечно же заинтересовано в том, чтобы участники общественных отношений могли договариваться  между  собой, искали пути консолидации и интеграции, что и декларирует Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания — ЕЛЦ АИ, предлагая  взаимное признание (хотя с церквями, толерантно относящимся к «однополым бракам» это сделать крайне сложно ) и совместное  пользование бывшей  конфессиональной собственностью, которой  передано ЕЛЦ АИ уже  не мало. Ответной  реакции пока  не следует… Действительно, бывает очень рудно признать и принять тот  факт, что ты  не один проживаешь в коммунальной квартире. С соседями нужно начинать договариваться  и учитывать их интересы. Иной альтернативы  нет. Иначе «коммунальная война», а в ней , как  известно, выигравших не бывает…

Константин Андреев

Христианский адвокат

[1] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// http://base.garant.ru/171640/1/#block_999 

[2] В. А. Кругликов./Преемственность//Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. с.453.

[3] Толстой В. С. Исполнение обязательств.: М., 1973. с. 173.

[4] Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»// http://base.garant.ru/12180712/

[5] Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России- ЕЛЦИ//  http://elci.ru/

[6] Evangelische Kirche in Deutschland: EKD//http://www.ekd.de/

[7] Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания // www.luther.ru