С самого своего начала галльское соборное движение уделяло внимание проблематике борьбы с язычеством. Она затрагивалась как первыми соборами (IV-V вв.), так и ранними соборами (VI-VIII вв.)[1]. Христианство в Галлии столкнулось с четырьмя разновидностями язычества: римским, кельтско-друидическим, германским и синтезированным (своеобразной смесью римских, галльских, а иногда и германских языческих представлений – Прим. автора). Два мировоззрения – политеистическое (язычество) и монотеистическое (христианство) не могли не столкнуться в переходную эпоху, когда феодальный общественно- экономический уклад пришел на смену рабовладельческому. Это столкновение имело самые различные проявления. По оценке А. Миллера, «четвертое столетие началось ужасными гонениями при Диоклециане (императоре единой Римской империи Диоклетиане – Прим. автора), тяжелейшими испытаниями, какие только выпадали на долю христиан. Десятилетие (303-313) исповедатели Иисуса проходили переплавку в горниле испытания. Но вместо того, чтобы сгореть в огне, как надеялись их враги в продолжение некоторого времени, страдания послужили лишь к тому, что христиане очищались иумножались»[2]. Впрочем, советский историк С.Г. Лозинский считал, что в единой Римской империи «Жестокие меры Диоклетиана проводились далеко не везде. В Галлии, например, где цезарем был Констанций Хлор, они фактически не применялись»[3]. Разумеется, что это утверждение не вполне соответствовало истине, так как в столь авторитетном источнике как «История франков» сообщается о том, что именно в IV столетии в Галлии «христиан, которых язычники находили, они либо истязали бичами, либо увечили мечом»[4]. Ш. Байе отмечал, что «В течение IV в. борьба христианства и поганизма (язычества – Прим. автора) меняется в характере. Христианство – еще не государственная религия, но уже – религия императоров, которые всем своим авторитетом покровительствуют ее успехам. Оно хочет не только спасать души, но и властвовать над миром. Наоборот, ослабевшее язычество сохраняет только видимость официального культа. Скоро из гонителя оно становится гонимым. Наследники Константина, побуждаемые епископами, издают эдикты, уничтожающие храмы, запрещающие жертвы. В 408 г. Гонорий (император единой Римской империи – Прим. автора) поручает самим епископам проследить за их исполнением»[5]. Очевидно, что «лишь к концу IV столетия христианство сделало обширные завоевания»[6] в Галлии. Языческое сопротивление христианству было довольно сильным. В IV-V веках «язычники составляли еще большинство. В Галлии, где нередко на целую область не было ни одной христианской общины, существовавшие подвергались местным гонениям. В Туре, вследствие противодействия язычников, епископат остался незамещенным (об этом можно прочитать у Григория Турского[7] – Прим. автора)… Религиозные преобразования, осуществляемые императорами, возмущали язычников и во многих местах они решались на насилие»[8]. Именно поэтому в Галлии бывали случаи, когда «христиане совершали богослужение тайно в укромных местах»[9]. В Галлии конфронтация христианства с язычеством усугублялась еще и тем, что последнее имело, преимущественно, простонародный, а конкретнее – сельский характер. Заметим, что именно сельское население составляло подавляющее большинство в этой стране. Самое понятие «селянин» было синонимично понятию «язычник». Об этом писал Ш. Байе: «Термин «pagani» – жители «pag’a» сельские жители – с IV в. получил религиозное значение язычника, поклонника прежнего культа. Еще в конце века – несмотря на деятельную проповедь – большие местечки (села – Прим. автора) не насчитывали ни одного христианина. Друидизм давно утратил свою жизненность, но из смеси римской и кельтской мифологии образовалась народная религия…»[10]. Более или менее активная «христианизация деревень началась только в середине IV в., когда появились первые монастыри около Пуатье и Тура»[11]. Что касается некоторого успеха миссии среди галльских крестьян, то он относится к концу IV столетия[12]. Любопытно, что, сопротивляясь христианству, простонародье находило «пособников в муниципальных магистратах. Что касается имперских чиновников, большинство – даже на высших ступенях иерархии – были язычниками»[13]. Таким образом, в антихристианском сопротивлении в Галлии IV-V веков объединились сельские простолюдины и крупные чиновники, как правило, галло-римского происхождения. Наиболее ревностно боролись с язычеством монахи и диоцезные епископы[14]. Определился также лидер – идеолог и практик этой борьбы Святой Мартин, епископ Турский. В «Истории франков» особо подчеркивалось, что он «множеством чудес показал народу, что Христос – Сын Божий – поистине есть Бог, и опроверг неверие язычников. Кроме того, он разрушил капища… построил церкви…»[15]. «Борьба с язычеством Св. Мартина Турского (375-400), – отмечал Н. Малицкий, – за которым осталась слава церковного деятеля, ниспровергшего идолопоклонство в Галлии, может служить лучшим подтверждением тому, что кельтский друидизм к концу IV века еще крепко держался в низших слоях народа… пред прибытием Мартина в Галлию (Святой Мартин, епископ Турский – выходец из римской провинции Паннония (современная Венгрия), воспитанный в Италии – Прим. автора)… почти никто не почитал истинного Бога, только вследствие его… деятельности увеличилось число христиан; вскоре нельзя было найти ни одного места, где бы не было посещаемой церкви или монастыря, так как всюду, где святой разрушал капища, он на этом месте строил церковь или монастырь»[16]. Не взирая на успехи христианской миссии, реализуемой энергичными и решительными служителями, в Галлии IV-V веков утвердился феномен двоеверия. Даже среди тех, кто принял христианство, «упорно сохранялась вера в фей, наяд и в других лесных, морских и домашних божеств, так и многочисленные обрядовые песни и пиры, связанные с языческими праздниками[17]. «В письме к Рустику, епископу Нарбонскому папа Лев I говорит о христианах, участвующих в языческих зрелищах и пирах, совершающих приношения идолам»[18]. Двоеверие отчасти объяснялось попыткой некоторых христианских миссионеров в Галлии использовать метод инкультурации. «Обращая в христианство галло-римлян, епископы и монахи не порывали резко со старыми верованиями и религиозными обычаями. Нередко продолжали поклоняться старым божествам, называя их новыми именами. Так, галльский бог Люг, превратившийся сперва в романизированных областях в римского Меркурия, с распространением христианства приобрел новые черты под видом Архангела Михаила. Старые места языческого культа – высокие горы, священные рощи, источники и гроты Церковь превращала в христианские святилища. Там появлялись кресты, часовни, изображения святых. Почитание мелких языческих божеств отчасти уступило место почитанию местных святых – епископов, угодников, отшельников, чудотворцев»[19]. Первые соборы принимали важные решения, определявшие результативность борьбы с язычеством и его пережитками в Галлии. Известно – по крайней мере – три таких собора. Валансский (374 года) собор «отлучил от Церкви… тех, которые после крещения приносили жертвы демонам или подвергали себя языческим очищениям»[20]. Таким образом, церковная полнота Галлии пыталась бороться с двоеверием. Арльский (452 года) собор разбирал дела христиан, вернувшихся к язычеству во время гонений на Церковь. Соборяне пробовали выработать позицию относительно не устоявших в вере, но из соборных материалов не вполне ясно какова она была на самом деле[21]. Зато вполне определенно этот собор осудил занятие актерским ремеслом, как языческое, поскольку актерство в изучаемый период, действительно, было тесно связано с языческими культами. Соборяне предписывали за него отлучать от Церкви[22]. На Ваннском (около 465 года) соборе было решено бороться с рудиментами язычества в среде клириков. В его постановлении говорилось: «Ни один клирик – под страхом отлучения от Церкви – да не занимается гаданием по житиям святых или по Св. Писанию»[23]. Несомненно, первые галльские соборы внесли свой вклад в борьбу с язычеством (как правило, синтезированным, галло-римским; оно было куда более изощренным, нежели германское и более укорененным в сознании большинства населения страны – Пим. автора). А. Миллер писал, что борьба с политеизмом «…закончилась… полным низложением язычества. С окончанием четвертого столетия было запечатлено поражение язычества и определена окончательная победа христианства»[24]. Это мнение можно считать слишком поспешным, о чем свидетельствуют материалы так называемых «ранних соборов»[25]. Другое дело, что в IV-V веках язычество перешло к обороне, хотя его пережитки до сих пор сохраняются в западной церковной традиции.

[1] См. II. 35, с. 324-327.
[2] II. 30, с. 317.
[3] II. 23, с. 41.
[4] I. 2, с. 24.
[5] II. 1, с. 278.
[6] II. 28, с. 25.
[7] См. I. 2, с. 24.
[8] II. 1, с. 278.
[9] I. 2, с. 24.
[10] II. 1, с. 279.
[11] II. 22, с. 16.
[12] См. II. 28, с. 25.
[13] II. 1, с. 279.
[14] См. II. 22, с. 15.
[15] I. 2, с. 20.
[16] II. 28, с. 25.
[17] II. 22, с. 16.
[18] II. 1, с. 284.
[19] II. 22, с. 15.
[20] II. 5, с. 15.
[21] См. Там же, с. 159.
[22] См. Там же, с. 160.
[23] Там же, с. 162.
[24] II. 30, с. 311.
[25] См. II. 35, с. 324-327.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Источники.

1. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Т. 1-4. М., 1991-1993.
2. Григорий Турский. История франков. М., 1987.
3. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.
4. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001.
5. Павлин из Нолы «Письмо» // Григорий Турский. История франков. М., 1987.
6. Ammianus Marcellinus. Opera quae supersunt, 1921.
7. Capitularia regum francorum. Т. 1-2. P, 1780.
8. Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Т. l. Vindobonae, 1866; Т. 5. Hannoverae, 1882; Т. 7. Vindobonae, 1881.
9. Die Chronik Fredegars imd der Frankenkonige. B, 1849.
10. Labbe Ph., Cossart G. Sacrosancta concilia. Vol. 18. P, 1671-1672.
11. Mansi J.D. et al. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Firenze, 1759-1793.
12. Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi. Т. 3. B, 1892; Т. 4. B, 1881, 1885; Т. 6. B, 1883; Т. 8. B, 1887; Т. 9. B, 1892; Т. 11. B, 1893, 1894.
13. Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum». Т. l. Hannoverae, 1885; Т. 2. Hannoverae, 1882.
14. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. Т. l, 19. P, 1857.
15. Patrologiae cursus completus. Series Latina. Т. 21. P, 1878.
16. Sirmond J. Concilia antiqua Galliae. Т. l. P, 1629.

II. Литература.

1. Байе Ш. Христианство в Галлии и утверждение варваров // Общая история европейской культуры. Т. VII. СПб., 1913.
2. Бемон Ш., Моно Г. История Европы в средние века (395-1270 г.г.). Птгр, 1915.
3. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.2. М., 1994.
4. Всемирная история. Т.2. М., 1956.
5. Гизо Ф-П. История цивилизации во Франции. Т. 3-4. М., 1881.
6. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Т. 4. М., 1884.
7. Гуревич А.Я. Из истории народной культуры и ереси. «Лжепророки» и церковь во франкском государстве // Средние века. Вып. 38. М., 1975.
8. Иванов К.А. Средневековое папство и его представители. Птгр, 1915.
9. Иванов М.В. История христианства. СПб., 2000.
10. История Франции. Т. 1. М., 1972.
11. История Царства Божьего. Дортмунд, 1988.
12. История средних веков. М., 1980.
13. История средних веков. М., 1982.
14. История средних веков. Т. 1. М., 1990.
15. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
16. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.
17. Кернс Э. Дорогами христианства. М., 1992.
18. Клауде Д. История вестготов. СПб., 2002.
19. Ляпидевский П. Галльские епископы в период Меровингский. М., 1870.
20. Лапин. Собор как высший орган церковной власти. Казань, 1904.
21. Лависс Э., Рамбо А. Всеобщая история с IV столетия до нашего времени. М., 1897.
22. Люблинская А.Д., Прицкер Д.П., Кузьмин М.Н. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания Первой мировой войны. Л., 1957.
23. Лозинский С.Г. История папства. М., 1961.
24. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
25. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века. Новая история средневековой Франции. Т. 1. М., 1993. 26. Миллот. Начальныя основания французской истории от Кловиса до Лудовика Четвертагонадесять. Т. 1. СПб., 1788.
27. Мишле Ж. Краткая история Франции до Французской революции. СПб., 1838.
28. Малицкий Н. Борьба Галльской церкви против пап за независимость. М., 1903.
29. Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве в VI в., кн. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе» (VI-XVII в.в.)», Л., 1990.
30. Миллер А. История христианской церкви. Т. 1. М., 1992.
31. Предтеченский С. Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX века. Казань, 1891.
32. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1908.
33. Савукова В.Д. Григорий Турский и его сочинение // Григорий Турский. История франков. М., 1987.
34. Солодовников В.В. Соборные решения Галльской церкви в царствование Хлодвига, основателя династии Меровингов // Путь Богопознания. Вып. 3. М., 1998.
35. Солодовников В.В. Ранние соборы. М., 2004.
36. Советская историческая энциклопедия. Т. 12. М., 1969.
37. Фюстель де Куланж Н.Д. История общественного строя Древней Франции. Т. 2. СПб., 1904.
38. Фюстель де Куланж Н.Д. История общественного строя Древней Франции. Т. 3. СПб., 1907.
39. Христова Н. Кралската власт и католическата църква във франкската държава по «История на франските» от Григорий Турски // Studia protobulgarica et medievalia europensia. В. Търново, 1993.
40. Хегглунд Б. История теологии. СПб., 2001.
41. Шейнман М.М. Краткие очерки истории папства. М., 1952.
42. Anquetil L.P. Histoire de France. Т. 2. P, 1820.
43. Annuario pontificio». V, 1960.
44. Belez G., Lesieur A. Recits de l’histoire de France. Tours, 1884.
45. Bleiber W. Das Frankenreich der Merowinger. B, 1988.
46. Bonnet M. Le latin de Gregoire de Tours. P, 1890.
47. Bouquet J. de Recueil des historiens des Gaules et de la France. Т. 1-4. P, 1733-1752.
48. Daniel P.G. Abrege de l’histoire de France, depuis l’etablissement de la monarchie française dans les Gaules. Т. 1. P, 1751.
49. Dubos M. Histoire critique de l’etablissement de la monarchie française dans les Gaules. T. l. Amsterdam, 1734.
50. Duchesne L. Origines du culte chretien. P, 1889.
51. Duchesne L. Fastes episcopaux de 1’ancienne Gaule. T. l-2. P, 1894-1900.
52. Eurg E. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttgart, 1988.
53. Encyclopedia cattolica. T. I-XII. V, 1948-1954.
54. Faber G. Das erste Reich der Deutsehen: Geschichte der Merowinger und Karolinger. Munchen, 1980.
55. Fournier G. Les Merovingiens. P, 1969.
56. Fournier G. L’Occident de la fin du V-e a la fin du IX-e siecle. P, 1970.
57. Hericault Ch.d’ Origines du people francai. P, 1937.
58. Hannig J. Consensus fidelium: Fruhfeudale Interpretationen des Verhaltnisses von Konigtum und Adel am Beispiel des Frankenreiches. Stuttgart, 1982.
59. Histoire de la France religieuse. T. l. P, 1988.
60. Knopfler A., Hefele K-J. von Lehrbuch der Kirchengeschichte. Freiburg, 1898.
61. Lumier H.Ph. de Annales de la monarchie française. Liv. 1-3. Amsterdam, 1724.
62. Lot F. Naissance de la France. P, 1970.
63. Lugge M. Gallia und Francia im Mittelalter. Bonn, 1960.
64. Lavisse E. Histoire de France: depuis les origins jusqu’a la Revolution. T. l-2. P, 1911.
65. Les premiers rois de France. P, 1895.
66. Les chroniquers de l’histoire de France, depuis les origins jusqu’au XVI-e siecle. P, 1883.
67. Maasen F. Concilia aevi Merovigici. Hannover, 1893.
68. Marignan A. Etudes sur la civilization française. T. 1-2. P, 1899.
69. Mauleon J. de Les Merovingiens et les Carlovingiens et la France sous les deux dynasties. T. l. P, 1816.
70. Michlet J. Histoire de France. T. l. P, 1835.
71. Migne J.P. Partologiae latine, Patrologiae cursus completus. Series Secunda, 1855.
72. Monod G. Etudes critiques sur les sources de l’histoire merovingienne. P, 1905.
73. Mordek H. Die Collectio Vetus Gallica die Alteste systematische Kanonassammlung des Frankischen Gallien // Francia: Forschungen zur westeuropaschen Geschiehte. Munchen, 1973.
74. Mordek H. Kirchenrecht und Reform im Frankenreich. B, N-Y, 1975.
75. Perin P. Clovis et la naissance de la France. P, 1990.
76. Perin P., Feffer L-Ch. Les francs a l’origine de la France. T. 2. P, 1987.
77. Perrot E. Les institutions, publiques et privees de l’ancienne France, jusqu’en 1789. P, 1935.
78. Peyronnet M. de Histoire des Francs. T. 1-2. P, 1845.
79. Pontal O. Die synoden im Merowingerreich. Paderborn, 1986.
80. Prou M. La Gaule merovingienne. P, 1897.
81. Prudhomme C. Histoire des chretiens». P, 1992.
82. Rambaud A. Histoire de la civilization française. T. l. P, 1887.
83. Riche P. Les invasions barbares. P, 1989.
84. Salin E. La civilization merovingienne. T. l. P, 1950.
85. Weiss R. Chlodwigs Taufe: Reims 508. Bern-Frankfurt, 1971.

Из книги Владимира СОЛОДОВНИКОВА «Первые галльские соборы IV-V в.в.» (М., 2008).