На новогодние каникулы я поддался  уговорам детей и всей семьей, прихватив  с собой  друзей с их ребятишками,мы отправились в широко разрекламированный  в  Москве чудо-акеанариум «РИО» на Дмитровском  шоссе. Реклама  по телевидению рисовала  удивительный  мир  подводных  видов, экзотических рыб и обитетелей  морских глубин.

Уже  в мартшрутке от станции метро «Петровско-Разумовская» стало понятно,что аналогичный  план посещения акеанариума имели и другие семьи с детьми. Картина  стала  абсолютно ясной в развлекательном  центре  «РИО».Такую очередь  я видел только в детстве — к мавзолею В.И.Ленина.На этот раз очередь тянулась, извиваясь как экзотическая  морская  змея  или мурена,и если бы  вытянуть ее от уже упомянутого мавзолея, она  кончалась бы  где-то в районе  Макдональдса на Пушкинской.Без преувеличений… Мы стояли 3-и с половиной часа (!!!), чтобы попасть в «сказку».И попали…в душное подвальное помещение с тремя десятками  офисных аквариумов средней величины.Небольшие  рифовые акулы  в большой  вальере-аквариуме, мурены и скаты  составляли главную изюминку  экспозиции.Половину  «океанариума» занимали клетки с… енотами, мартышками,черепахами…и  в  одной  вальере  сидела  керамическая  русалка. То, что мы и дети были разочарованы, значит не сказать ничего…Нас просто обманули. Взяли с нас очень приличные деньги и обманули…

Вчера в чудо-центре произошло продолжение нашей истории,причина  которой, как мне кажется, в отсутствии соицальной ответственности устроителей   бизнеса.

Родительский  комитет и педагоги одной  из московских школ, где  участя  дети, страдающие аутизмом, запланировали устроить ребятам на выходные праздник,показать уникальные морские создания. Однако, когда сотрудница океанариума, услышала  о заболевании детей, недоуменно спросила «а что это такое, аутизм?». Директор заведения, узнав о группе посителей с редким заболеванием, отказал детям в посещении  с формулировкой: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось».Педагогов и родителей попросили прийти с детьми в другое время, когда в океанариуме «не так много народа».Праздник был испорчен…Аутисты  могли, по мнению коммерсанта, понизить показатели прибыли…

Почему такой вопиющий случай бесчеловечного отношения к детям-инвалидам мог произойти в Москве и почему  произошел?

В свое время Э.Карнеги поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения. В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды.

Ключевое слово в понятии социальной ответственности бизнеса — служение.И это глубоко христианское понятие, тождественное принципу, провозглашенному Апостолом Павлом : «Все что ни делаете, делайте как для Господа». Но хозяева океанариума «Рио», как  и многие другие московские и российские бизнесмены, этих слов  и этих понятий  просто не знают.

В свое время, я услышал слоган одного социально-ответственного бизнеса: «Использовать деньги, служить людям!» Похоже, что современный  российский  бизнес  в  своей  массе  пользуется совершенно противоположным принципом  и использует людей, чтобы  служить деньгам.

России еще предстоит пройти через глубокое  покаяние и осознание  своего христианства, в  которое  многие  обратились после крушения СССР, но так и не поняли его главные принципы.

Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания ,
Константин Андреев +