15 февраля у православных христиан начинается Великий пост. И хотя Михаил Задорнов как-то и сказал, что сегодня у нас большинство людей из всего поста соблюдают только Масленицу и Пасху, и в этом есть большая доля истины, однако верно и то, что интерес к теме поста растёт.
Каждый год в это время начинаются разговоры на тему того, в чём же разница между постом и просто голоданием или диетой, как пост сказывается на здоровье и зачем это вообще нужно.
Посты есть во всех мировых религиях. Их возникновение учёные объясняют по-разному. Некоторые считают, что ещё в глубокой древности постились перед поеданием жертвенного мяса или что при помощи поста первобытные люди приводили себя в изменённое состояние сознания. Однако сегодня пост во всех религиях — в первую очередь время очищения тела и души, время молитвы, покаяний, размышлений и интроспекции. В своём внешнем выражении пост, в зависимости от религии, может выглядеть совершенно по-разному. Он может и вовсе не включать в себя никаких ограничений в пище, а если таковые есть, то это может быть как полное голодание до какого-то часа, так и поедание только определённых продуктов. Хотя само слово «пост» произошло от греческого «апастия», что означает именно воздержание от пищи.
Рассмотрим же сначала пост, который нам ближе (и по времени наступления, и по традиции), — православный Великий пост, самый главный из всех (а в православии число постных дней в году может достигать двухсот), один из четырёх многодневных постов. На Руси пост появился после Крещения в 988 году с образованием первых христианских монастырей. Считается, что его длительность — 40 дней (хотя на самом деле получается чуть больше) — восходит ещё к Ветхому Завету. Именно столько времени Иисус провёл в пустыне, постясь и размышляя, в то время как его пытался соблазнить дьявол. Вот и считается, что и православным в эти дни полагается поститься и вести внутреннюю борьбу с Сатаной. Первоначально предписывался полный отказ от пищи до вечера или до 3-го часа дня. Впоследствии стали добавляться и ограничения в продуктах — запрет на мясо, молоко и т.д. В первую и последнюю неделю пост самый строгий.
На православной Руси Великий пост свято чтили. Заканчивалась Масленица, гулянья, блины, сжигались последние чучела, разводили костры на ледяных горках. Не только чтобы положить начало весне, а, как объясняли своим детям родители, «сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост». Вся жизнь замирала. Никто без надобности не появлялся на улице, одевались как можно проще, магазины в первые три дня поста были закрыты. Воздерживались даже от спиртного (!) — для русского человека подвиг поистине героического масштаба. Впрочем, в этом народу помогало правительство — по велению царя стрельцы на время Великого поста опечатывали все питейные заведения.
Если у монахов во времена раннего христианства пост был очень строгим и состоял в отказе от пищи вообще, а иногда и от воды — разрешалось есть только немного хлеба, сушёных овощей и фруктов, и то только вечером, — то, распространившись за пределами монастырей, он стал менее строгим. Поэтому и сегодня правила поста для монаха и мирянина разные. Впрочем, по церковному уставу всем не разрешается есть мясо, молочную пищу и яйца (за исключением больных, беременных и кормящих женщин). К тому же на время поста следует отказываться от развлечений (отсюда и выражение «постная физиономия»), хождений по гостям и интимной близости. Предписывалось раздавать милостыню, молиться и как можно чаще причащаться, помня евангельскую мысль о том, что в это время главное не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы не есть друг друга. Причём тому, кто постится, такие практики только в помощь — как говорят священники, если образовавшееся от физического поста пространство в душе не наполняется духовными приобретениями, то человек может стать раздражительным и недовольным, особенно если это новичок.
А вот в иудаизме существует единственный постный день, предписанный Моисеевым законом (хотя позже были установлены ещё несколько постов). Это Иом-кипур, Судный день, день покаяния, искупления грехов и высшего суда. Он завершает Десять дней покаяния, когда над каждым человеком вершится высший суд, оцениваются все совершённые за год дела и определяется его дальнейшая судьба.
Иначе обстоят дела во время Великого поста у католиков. В западном христианстве долго сохранялась идея поста как воздержания от любой пищи. Однако со временем и здесь древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала считаться слишком трудной, поэтому около XIV века эта единственная за день трапеза была постепенно перенесена на день, а затем были добавлены ещё лёгкая утренняя и вечерняя трапезы. Ограничения постепенно становятся менее строгими: если в Средние века не ели мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке считается достаточным не есть мяса, и сейчас общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена. У католиков разграничивают «пост» и «воздержание». Воздержание от мяса рекомендуется во все пятницы Великого поста. Строгий пост соблюдают в первый день — Пепельную среду, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Страстную пятницу. Строгий пост — это когда запрещено мясо, а есть досыта можно только один раз в день. Во все остальные дни поста ограничений в пище нет — следует совершать благие дела, отказываться от развлечений и усиленно молиться. Главное, как призвал с началом поста всех католиков папа римский Бенедикт XVI, «устранить всё, что отвлекает дух». Кстати, в этом году обращение понтифика было посвящено именно размышлениям о ценности и смысле воздержания от пищи. Он напомнил, что эта практика была распространена у ранних христиан и что она представляет собой «важную аскетическую практику, духовное оружие для борьбы со всякой неупорядоченной привязанностью к самим себе».
Совсем другого рода посты у протестантов, впрочем, с ними разобраться бывает сложно: протестантских церквей много и их обычаи часто различаются. Так, у лютеран два поста: Адвентский (аналог Рождественского поста) и Великий пост, однако запретов на какую-либо пищу нет, в том числе, как это ни удивительно, и на мясо. Рекомендуется лишь «умеренная еда» и благочестивая жизнь. В плане ограничений в еде лютеранам легче всего. Пост же в смысле воздержания от пищи существует у протестантов других конфессий, однако он не привязан к каким-то определённым дням. Протестанты постятся, когда видят в этом необходимость, — например, при болезнях, в трудных ситуациях, перед серьёзными событиями или принятием ответственного решения. Обычно эти посты длятся не дольше трёх дней, однако они вполне серьёзные — с полным воздержанием от еды. Пост у протестантов считается делом глубоко интимным, его не принято афишировать, особенно в среде не своих. Исключение составляют единомышленники — у протестантов принят групповой пост, в таком случае собираются для молитв или в церкви, или у кого-то дома.
Мария Русакова
chaskor.ru