С этим названием мы часто встречаемся в странах западной Европы. Оно происходит из Англии. В этой стране реформация имела различное происхождение. На ее развитие влияли лютеране, кальвинисты, католики. Англиканская Церковь — это смесь лютеранско-кальвинистской теологии и католической литургики. Каждое из упомянутых христианских течений может найти что-то близкое для себя в Англиканской Церкви.

В Лондоне  на одной улице может быть несколько англиканских храмов, при этом в каждом богослужение будет проводиться иначе и будет различная духовность. Эту духовность описывают как «Высокая Церковь», «Широкая Церковь» и более протестантская «Низкая Церковь». Из английской «Высокой Церкви» пошло так называемое движение Англо-католичества, которое стремилось к единству с Римско-католической церковью (оттуда вышел будущий кардинал Ньюман)

Определение «Высокая Церковь» достигло также Германии в 1918 году, когда там в Евангелической Церкви возник «Высокоцерковный Союз». В дальнейшем «Высокая Церковь» нашла свое место не только в Англии и Германии, но  и в других европейских странах, а также в Америке, Азии  и Африке.

В немецком протестантизме, которым мы ограничимся в этой статье, определение «Высокоцерковный Союз», согласно его собственной литературы и исследований, это следование библейскому и лютеранскому учению об оправдании через веру в Иисуса Христа, которая для всего лютеранства становится «бытием либо небытием» Церкви (standis et cadentis ecclesiae). Также это верность библейскому учению и вероисповедным книгам лютеранства, которые глубоко чтут учение о Таинствах, прежде всего Евхаристии. И далее — верность Устройству Церкви, пастырскому служению и исповеди, в том числе личной исповеди, а также постоянному углублению литургической жизни.

Высокоцерковное Движение не является массовым, оно с неохотой принимается частью конфессиональных, более протестантски ориентированных лютеран, а также оставшейся частью евангеликов, которые мало интересуются литургией. 

В Германии мы встречаем несколько высокоцерковных союзов, или братств: 

1. Высокоцерковный Союз Аугсбургского Исповедания
2. Евангелические терциарии св.Франциска
3. Высокоцерковная община св.Иоанна
4. Братство св.Михаила (Michaelsbruderschaft), которое появилось на Поморье недалеко от Щецина перед 2 Мировой Войной.
5. Евангелическая Община сестер Марии в Дармштадте, появилась после 2 Мировой войны
6.  Gatelerring — Община Жензин в Кастелл (Вюрцбург)
7. На территории Германии можно найти еще несколько мужских монастырей (например Jesus Bruderschaft)

Что на практике означает быть «высокоцерковным» лютеранином?

Практически это означает работать над собой и другими в духе обновления через Слово Божие и Таинства. С этим связана прежде всего глубокая вера в реальное и сущностное присутствие Тела и Крови Господа в Таинстве Алтаря, а также частое совершение святого Причастия и участие в нем. Высокоцерковное движение рекомендует участвовать в причастии каждое воскресенье, а в закрытых мужских и женских общинах — каждый день. То есть то означает еженедельное или ежедневное насыщение Словом Божиим и Таинством Алтаря, которое является ответом на это Слово. Так учит Филипп Меланхтон в Аугсубургском Исповедании в XXIV артикуле:  „Наших единомышленников несправедливо упрекают в том, что они якобы отменили мессу. Но это очевидно, что месса служится у нас с большим благоговением и с большей серьезностью чем у наших противников… Тем самым месса употребляется у нас правильно, по древнему церковному обычаю. (…) .”

Но сохраняется ли это по сей день? Cпустя века, разделяющие нас с движением реформационного обновления, лютеранство стало равнодушным в отношении многих истин веры, и потому высокоцерковное движение стремится вернуть внимание Церкви на то, что должно стоять в ее центре. Оно пытается пробудить Церковь из летаргического сна. Ежевоскресное Причастие в главном богослужении является для этого движения чем-то вполне естественным и не вызывающим дискуссий. Таково было изначальное лютеранское богослужение.

Главное богослужение (которое высокоцерковные лютеране называют также «Мессой») составляют Слово и Таинство Алтаря. Как в течение всей недели для поддержания жизни мы должны питаться насущным хлебом, так для поддержания и развития духовной жизни мы должны как минимум в воскресенье вкушать «Хлеб жизни», о котором Господь Иисус говорил: „Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Св. Евангелие от Иоанна 6:53) 

Вторым элементом специфики высокоцерковного движения является Церковное устройтво, а именно ординация священников и диаконов, а также консекрация (хиротония) епископов, которые всегда совершает епископ через молитву к Духу Святому и возложение рук

«Жест возложения рук означал передачу некоей духовной реальности другому человеку. Так например Моисей, назначая Иосия вождем Израиля, возложил на него руки (ср. Чис 27:18023, Втор 34:9). И этот жест был принят в Церкви как жест назначения нового пастыря» через апостолов, что Иисус делал через призвание и вдохновение  Св.Духа.

«Самое древнее свидетельство возложения рук и связанной с этим передачи миссии и служения дают нам Деяния Апостолов (Деян 6:1-6). Там идет речь о назначении людей, заданием которых должна быть забота о социальных вопросах древней Церкви. Через возложение рук св.Тимофей получил «дар благодати», который должен был беречь (ср. 1 Тим 4:14). Другие возложения рук, о которых идет речь в Дяниях Апостольских имели характер ниспослания Духа Святого (Даян 8:17, 19, 19:6). 

Также и символические книги лютеранства согласно Книги Согласия 1580 года обращали внимание, что священнослужитель должен быть призван «rite vocatus», то есть «согласно» или «в соответствии с ритуалом», о котором шла речь выше. А это, по мнению высокоцерковного движения связано с так называемым «апостольским преемством», или непрерывной цепочкой передачи этого служения с апостольских времен по наше время.

Сторонники высокоцерковного движения в Германии считают, что в немецком евангеличестве этот вопрос понимается различно (некоторые считают, что достаточно только преемственности апостольской веры) и потому не все евангелические епископы связаны с этой линией подлинной и непрерывной «апостольской преемственности» епископов (за исключением скандинавских епископов и тех всех, кто от них, или через рукоположеных ими получили апостольскую преемственность)
Высокоцерковное движение зачастую считает, что не все лютеранские пасторы рукоположены должным образом, и потому имеет своих альтернативных епископов, апостольское преемство которых можно проследить как минимум до 1566, или (шведскую) до 1534 годов (далее документы не сохранились).

Человеком, от которого происходит принятая высокоцерковными лютеранами «католическое апостольское преемство», был кардинал Шипио Ребиба (1504-1577). Он передал апостольскую преемственность своим преемникам. Далее, в 1719 году через римско-католического епископа Доминика Варлета, рукоположенного 19 февраля 1719 года в Париже в титулярные епископы Вавилона, а затем из-за несогласия с позицией Римской церкви, был вынужден разорвать с ней отношения и потом рукоположил 4 старокатолических епископов Утрехта. Через старокатолического архиепископа Утрехта Герарда Гуля в сослужении с епископом Гаарлема ван Тайлов и Девентерским епископом Спитом был 28 апреля 1908 года рукоположен старокатолическим епископом Англии Арнольд Харрис Мэтью, который далее рукоположил других епископов. 

В этой «старокатолической линии апостольской преемственности» оказались и немецкие высокоцерковные епископы, в том числе Карстен Бюргенер из «Высокоцерковного апостолата св.Ансгара» (Бремен), который 25 апреля 2009 года рукоположил в «Епископы монастаря» приора евангелического лютеранского монастыря Св. Видберга в Вернингсгаузен около Соммерга (признанного властями земельной церкви в Тюрингии), священника Франца Шварца, который с 1987 года является одновременно лютеранским пастором и приором бенедиктинского экуменического монастыря, где трудятся и живут евангелическо-лютеранские, православные и римско-католические монахи.

Приор Франц Шварц был запрещен в служении властями Евангелической Церкви Средней Германии за то, что принял епископское достоинство не будучи выбранным епископом Земельной Церкви. После нескольких месяцев запрет был снят и в декабре 2009 года после околчания 65 лет, он смог уйти на пенсию, как лютеранский пастор. Одновременно он продолжил служение настоятеля монастыря.

Упомянутый выше кардинал Ребиба, живший в XVI веке, является очень важной личностью также и для Римско-Католической Церкви, учитывая тот факт, что от него идет цепочка апостольской преемственности  95% католических епископов. От кардинала Ребиба идет преемственность папы Бенедикта XVI и Франциска I, как и цепочка рукоположений консервативных старокатолических церквей в Центральной Европе, которые также участвовали в поставлении епископов для некоторых групп высокоцерковных лютеран.

Скандинавские лютеране, а через их посредничество лютеранские епископы стран Балтии, имеют преемственность от папы Климента VII (Giulio de Medici), который 1 мая 1524 года в Риме рукоположил для Швеции настоятеля монастыря св.Бригиты о.Петруса Магни (1524-1534), который как 30-й и последний римско-католический епископ епархии Вестерас, остался на епископском престоле до конца жизни.

Он в праздник Богоявления 6 января 1528 года рукоположил первых лютеранских епископов Швеции: Магнуса Харальди (епархия Альбо), Мартена Скитте (епархия Скара) и Магнуса Соммара (епархия Стренгнес), а также примаса Швеции Петри Нерциуса Лаврентиуса (архиепархия Уппсалы).

По вопросу лютеранского понимания устройства церкви в ноябре 2006 года немецкие лютеранские еписковы издали пояснение «Ordnungsgemäß berufen» («Призванные в соответствии с порядком»). В ответ на это целый ряд  профессоров и докторов евангелической теологии, а среди них доктор Петер Байерхаус, который является «высокоцерковным епископом» (преемство епископа принял вероятно в 1998 году от лютеранских шведских епископов), а также множество лютеранских пасторов, выступили против позиции Конференции Лютеранских Епископов в Германии. Они охарактеризовали его как либеральное и «противоречащее лютеранским символическим книгам». В частности особый протест вызвало то, что в Германии ординация проходит зачастую без возложения рук, а Святое Причастие совершается не рукоположенными церковнослужителями (так называемые «викарии», которые еще не получили ординации). Это затрудняет богословский диалог об общении с Римско-Католической и Православными Церквями.
По этой причине в различных земельных церквях Германии возникли евангелическо-лютеранские братства священников, которые имеют своих альтернантивных епископов, имеющих апостольскую преемственность и стоящих во главе сообществ св. Ансгара, св.Иоанна или же Братской Обдины св.Михаила, в которых имеются действительные рукоположения и совершается Св.Месса, похожая на „Deutsche Messe” Мапртина Лютера и согласно с Аугсбургским Исповеданием.

Высокоцерковные лютеране в Германии не принимают женского священнослужения, хотя женщины являются членами их сообществ и часто занимают высокие церковные посты. Из-за осуждения женского священства, высокоцерковное движение подвергается жесткой критике со стороны либеральных лютеран.

Высоко ценится в высокоцерковном движении исповедь (в том числе тайная исповедь, о которой говорит Краткий Катехизис доктора Лютера), а также практикуется богатая литургическая жизнь (включая ежедневную Литургию Часов), которая становится средством духовного обновления евангелического христианства.

Так как лютеранское высокоцерковное движение остается в границах лютеранских вероисповедных книг и обращается к традиции времен Реформации, его члены уверены, что оно принесет в лютеранскую церковь возрождение духовной жизни и углубление лютеранской веры, через литургическо-сакраментальное обновление.
 

Подготовлено по материалам Интернет