История лютеранской общины на территории Западного Причерноморья Кубани насчитывает более 120 лет. Первыми организованными поселенцами, исповедующими евангелические ценности конфессионального протестантизма (лютеране, меннониты и отчасти кальвинисты) были германцы, прибывшие из швабских и баварских земель. Позднее к ним присоединились голландцы и датчане, бежавшие от католического деспотизма, навязываемого Габсбургами, с одной стороны и безземелья с другой. Экономический и хозяйственный кризис в странах западной и северной Европы вынуждал переселенцев искать новую Родину, новые возможности для дальнейшей реализации себя как трудолюбивых и нужных новому Отечеству граждан. Одним из таких городов и стал  славный Новороссийск.

Генерал Адамович, высоко оценивая вклад немцев, прибывших вложить свою душу в становление города в частности новой Родины в целом, принял решение выделить земельный участок для строительства культового здания для «новых россиян», которые в духовном плане несколько были отличны от преобладающего православного и григорианского большинства. Тем не менее, традиция российских лютеран оказала большое внимание на развитие духовно-культурных традиции региона.

Члены Евангелическо-Лютеранской общины стали наиболее яркими представителями российского предпринимательства на юге Империи. Доказательством тому может являться попечительский совет образовательных учреждений Причерноморской губернии, председателем которого являлся А.И. фон Лямпе. В городе Новороссийске силами лютеранского прихода была построена Питершулле (Школа Св. Петра), являвшаяся одной из лучших альма матер новороссийских предпринимателей и чиновников. В начале XX века в городе Новороссийске было кончено строительство немецкой Кирхи по проекту знаменитого архитектора О.В. фон Дессена, которая являлась одним из важнейших центров культурной жизни нашего родного города.

Минули годы. На смену консервативной и патриархальной многонациональной культуры пришли «певцы революции», видевшие в Церкви только клубы и места поклонения идолу коммунизма. Евангелические ценности были попраны оголтелой люмпен-толпой, для которых культура и духовность означала попрание их собственного ничтожества. Были разрушены два православных храма и католический костел, но по провидению Господню  Церковь устояла, хотя и перестала быть местом поклонения Богу. Во время тяжких лишений и испытаний для нашего Отечества во время сталинских репрессий против церковного духовенства и мирян, во время войны с фашизмом Церковь осталась тем фундаментом человечности и понимания между Христом и Человечеством, которая в единении своем превыше всякого разумения являет Истину Евангельских слов: «Да любите друг друга». Сейчас, по прошествии многих лет восстает Церковь из забытия, являет новых последователей Лютерова учения, которые в евхаристическом общении являются именно той Церковью, коей она являлась и в прежние времена.