… разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда…

Дан. 12:3


Меня попросили в общих чертах описать биографию первого  Епископа ЕЛЦ российских немцев, служение которого происходило в минувшем ХХ веке: в 30–40, включая Вторую мировуювойну, а также 50–80 годы советского периода в Латвии и в Советском Союзе, включая и эпоху великих перемен. С чувством ответственности, вспоминая одного из своих наставников, попытаюсь сделать это не только в рамках одной национальной Церкви, но и в контексте всего российского лютеранства.  

Харальд Калниньш родился 22 июля 1911г. в С.-Петербурге, на  Лахте. По матери немец, по отцу – латыш. В 1919г. семья возвратилась в Латвию. С 1933 по 1937гг. изучал богословие в миссионерской  Семинарии в Кришоне, около г. Базель, Швейцария. После учебы был направлен во Францию, примерно год служил помощником пастора в Бисгейме-Страсбурге лютеранской Церкви земли Эльзас-Лотарингия. Был также секретарем церковного Отдела по вопросам молодежи. В 1938г. возвратился в Латвию.

С 1943 по 1945гг. служил фельдфебелем и проповедником в  Латышском легионе СС 19-ой дивизии. После капитуляции Германии  находился в фильтрационном лагере в Грузии. Супруга от первого брака и ребенок умерли во время войны.

К 1947 вернулся в Латвию. Через некоторое время был принят в состав служителей Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии, был  евангелистом. 3 июня 1951г. в Рижском Домском соборе получил сан пастора. Служил в приходах Балтезерс и Бикери.

В 1959г. венчается второй раз. Супруга Вия, три дочери и сын. 

С 1966 по 1988гг. – пастор латышского прихода церкви Иисуса г. Риги.

С 1967г. при церкви Иисуса в Риге собирается также и группа верующих российских немцев. Позже такие группы появляются и в латвийских городах Балвы и Сигулда; там также служит о. Калниньш.

В 70-х годах начинается консолидация общественно-религиозной жизни советских немцев; это происходит в местах их ссылки – в основном в республиках Средней Азии и в Сибири. Х. Калниньша часто приглашают совершать проповеди и Литургию в разные города СССР. С полной самоотдачей, часто преодолевая трудности, которые порождали сами советские условия, будущий Епископ более чем 20 лет подряд посещал диаспору российских немцев. Постепенно властями на местах регистрируются приходы, как большие, так и малые группы верующих немцев-лютеран. К 1980г. их в Союзе уже около 500. В то же время представителям других исповеданий регистрация, как правило, до перестройки оказывается невозможной.

Постепенно у Х. Калниньша устанавливаются контакты с Евангелической Церковью Германии, также и с Всемирной Федерацией Лютеран.

В 1981г. он становится Суперинтендентом немецких лютеранских общин в СССР. – Суперинтендент по-латински означает то же самое, что и епископ по-гречески; см. блаж. Августин. О граде Божием. Кн. XIX, гл. 19 к 1 Тим. 3:1. – Тем не менее, Х. Калниньш не имеет прав Епископа, так как желает сохранить свою должность пастора в Латвийской Церкви; канонически он и далее остается в составе священнослужителей этой Церкви. 

К 1988г. вопрос о статусе немецких приходов Советского Союза и прав Епископата снова становится актуальным; он решается таким образом, что о. Калниньш по предложению Консистории Латвийской Церкви выходит из состава ее служителей и назначается в Епископы для немецких общин по личной инициативе Главы Церкви Латвии Эрика Местерса. Это делается на основании понятия апостольской преемственности как таковой, данной Архиепископу или Епископу любой Церкви, независимо от ее национальной принадлежности. В данном случае сукцессия обоснована словами Самого Христа: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28:19).

Консекрация о. Х. Калниньша происходит 13 ноября 1988г. в церкви Иисуса г. Риги, где он долгие годы служил. Ему уже 77 лет.

В речи интродукции Архиепископ Эрик Местерс, в частности, отмечает следующее: «… я на основании полномочий своего духовного сана посвящаю первого Епископа для немецких приходов, которые находятся в Советском Союзе. Это означает новое начало в жизни немецких общин»… Епископу даются особые полномочия… «Христос говорит: “Паси овец Моих”. Иисус в Своей молитве Первосвященника просил, чтобы они все были едины. Поэтому сан Епископа есть служение единству, служение интегральности Церкви».

После этого события постепенно начинает образовываться структура  «Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви в СССР» с епископской канцелярией в г. Риге, Латвия.

Тем не менее, в связи с массовой миграцией в Германию, большая часть приходов российских немцев уже к середине 90-х состоят, в основном, из пожилых людей. За долгие годы советских условий и искусственной изоляции, эти общины даже сегодня могут иметь свои особенности, включая синкретизм, элементы других едва ли сектантских направлений. Они, по сравнению с Европейской частью РФ, могут показаться «отсталыми» в своем менталитете и в богословском мышлении.

Некоторое исключение представляет немецкий приход в Ленинграде, к 1987г. после долгих лет запрета собранный его председателем А. А. Битнером (1936-2005). Приход с Рождеств 1988г. проводил свои богослужения в г. Пушкине (Царское Село) около Ленинграда по благословению Епископа Х. Калниньша. И в Москве организуется немецкий приход, но немного позже, уже к 1991/92г.

Некоторое время в приходе г. Пушкина служит и автор этих строк; но к 1990г. из Германии приезжает пастор Франк Лотихиус. Он, будучи немцем, становится постоянным пастором прихода, координирует материальную помощь из Запада.

В то же время, кроме немецкого прихода в г. Пушкине, начинает собираться русский и латышский приходы. Автору этих строк при помощи верующих после 50-летнего перерыва удается совершить первую Литургию. Это происходит уже в самом Ленинграде, в храме св. Екатерины на Василевском острове 23 декабря 1990г.

Там и сегодня еще находится студия фирмы «Мелодия». Кроме русского и латышского, в храме св. Екатерины собираются и верующие немецкой национальности, так как они не желают ехать на службы вне города в Царское Село. При храме св. Екатерины на В. О. в начале 90-х регистрируются также приход эстонский, литовский и шведский. Процесс развития надэтнического лютеранства в России своими визитациями в 1990/91г. благословляет Архиепископ Эрик Местерс (1926–2009).

В свою очередь, в 1992г. немецкий приход А. А. Битнера с пастором Лотихиусом покидает г. Пушкин – Царское Село и собирается в храме св. Анны на Кирочной улице, где еще действует кинотеатр «Спартак». Позже, к 1993г. приход  начинает проводить свои службы уже в соборе св. Петра и Павла на Невском проспекте, где долгие советские  годы был плавательный бассейн.          

Поскольку основные по численности немецкие общины находится в далеких от Латвии республиках Средней Азии и в Сибири, – также из-за преклонного возраста о. Калниньша, – уже к 1990г. фактическим управляющим немецкой Церковью становится гражданин ФРГ, проф. Георг Кречмар (1925–2009).

К 1993/4г. он направляется Церковью Германии в С.-Петербург. Более того, руководима гражданами ФРГ, «немецкая» Церковь получает новое название: «Евангелическо-лютеранская Церковь в России и в других государствах». От Германии в местные приходы поступает материальная помощь, включая и богословское образование пасторов. Тем, которые не примыкают к этой немецкой Церкви, в помощи, как правило, отказывают.  

К сожалению, возникают и конфликты; чувствуется отчуждение между западными миссионерами и местными прихожанами, имеющими тяжелое советское прошлое. Идет борьба за западную помощь и между самими россиянами. Но возникают и более объективные причины напряжения, поскольку западные представители в России начинают практиковать женосвященство, вводят другие новшества, чужие духу Нового Завета, менталитету местного населения и православной среде. К сожалению, немецкая Церковь постепенно теряет свою каноничность.        

Невольно и сегодня вспоминаются слова, сказанные Епископом Калниньшем еще в 1989 году: “Unsere Kirche ist noch im Werden begriffen“ – «Наша Церковь еще в становлении»…

В 1991г. к 80-летию Епископу Х. Калниньшу присваивается звание Почетного Доктора. Он получает высокие награды и от правительства ФРГ. До самого конца своей жизни Епископ еще служил в некоторых приходах в Латвии.

Епископ Х. Калниньш в моей памяти остается яркой духовной личностью, представителем старой довоенной интеллигенции и прибалтийского немецкого пиетизма, оригинальным проповедником. При жизни он всегда был исполнен христианского оптимизма.

Господь призвал слугу Слова Своего в вечность 27 октября 1997г.

С.-Петербург, 8 декабря 2009г.

+ Йозеф Барон


Фото:

Епископ  КАЛНИНЬШ с Архиепископом МЕСТЕРСОМ и Епископом    КАЛВАНАСОМ — Рига 1988г


Церковь ИИСУСА, где ХАРАЛЬД КАЛНИНЬШ служил с 1966 по 1988гг — г.РИГА

Епископ  ХАРАЛЬД КАЛНИНЬШ — 1989г

Для написания материала использован архив и данные из главы книги Архиепископа Э. Местерса: Bīskaps Haralds Kalniņš // Ēriks Mesters. Latvijas evaņģēliski-luteriskās Baznīcas vēsture (1944–1990). Rīga, 2005. 142-148 lpp. Также данные из доклада Епископского Визитатора Генриха Ратке ЕЛЦ в Казахстане: «Церковь в пути. Долгий путь евангелическо-лютеранских христиан и общин в бывшем Советском Союзе», прочитанный на Генеральном Синоде с 27 по 29 сентября 1994г. в С.-Петербурге // ЕЛЦ в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. 1996 der Bote, С.-Петербург. С. 80-85.