10 ноября 1483 г ровно 530 лет назад в Саксонском Эйслебене родился Мартин Лютер.
Будущий великий реформатор родился в бедной крестьянской семье, которая вскоре переехала в Мансфельд, где отец Лютера Ганс стал зажиточным мещанином. Отец мечтал для сына о карьере юриста и в 1501 г отдал своего отпрыска Эрфуртский университет. Но проучившись 4 года Лютер неожиданно для всех порвал с юриспруденцией и ушел в Августинский монастырь. Позже Лютер сохранит свое негативное отношение к цеху юристов и даже не оставит после себя завещания, обрекая тем самым свою семью влачить жалкое существование, так как последняя не получила его наследства. В 1505 г уход Мартина в монастырь явился настоящей семейной трагедией. Ганс вообще довольно скептически относился к попам и тем более монахам, хотя и посещал церковь, но придерживался весьма практичных крестьянских взглядов. С поступком сына он не мог смириться долгое время и впервые они увиделись лишь на первой мессе, которую совершал его сын, будучи рукоположенным священником в 1507г.
В монастыре Мартин стал примерным монахом и с огромным рвением нес послушание. В монастыре на Лют ера оказал огромное влияние викарий ордена Иоганн Штаупитц,без которого, возможно, личность Лютера не сформировалась бы в качестве последовательного августинца.
В 1508 г Лютер получает место профессора в университете Виттенберга и начинает свои богословские изыскания, изучая труды Августина Гиппонского и Св.Ап.Павла. В 1513-1518 годах он читает студентам курсы: о псалмах, о послании к Римлянам и о посланиях к Галатам и к Евреям. Здесь происходит первое прозрение молодого профессора, когда Лютер открывает для себя качественно отличную от схоластической интерпретацию посланий Св.Ап. Павла: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». Лютер свидетельствовал, что при осознании истины, он «будто родился вновь и через открытые врата вступил в рай».
Коренной перелом наступил в 1517 г. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». А уже 31 октября 1517 года Лютер пишет свои знаменитые 95 тезисы. Началась Реформация!
Лютер был той искрой, от которой загорелась ветхая солома человеческих измышлений, которые и привели к кризису христианства в 16-м веке. Но папа Лев X думал преодолеть кризис строительством собора Св.Петра в Риме, Лютер же считал, что обновление возможно лишь благодаря обращению к Слову Божию. Он провозгласил принцип Solo Scriptura, как спасительный чтобы избавиться от пут мертвого схоластического знания. При этом, Лютер в отличие от более поздних протестантов никогда не отвергал Предания и не собирался порывать с церковной традицией, справедливо полагая, что движение за обновление Церкви, которое он возглавил, призвано именно обновить Церковь, а не уничтожить ее и уж тем более не создавать новую церковь. Вот почему наверное, лютеране до сих пор считают себя органической частью традиционной христианской церкви, ощущая себя более движением, чем отдельной конфессией.
Лютеровская Реформация, его знаменитое «на том стою и не могу иначе!» навсегда изменило Европу и весь мир. Сегодняшняя Россия не мыслима без тех идей свободы, преданности земной Родине, при сохранении лояльности Родине небесной, трудолюбия, составляющего принцип этики повседневной жизни, и идеалы которой принесли в нее немецкие лютеране-колонисты. Не то, чтобы до лютеран Россия была «ленивой страной». Так было бы не верно и не справедливо утверждать, но то, что лютеране оказали огромное влияние на мировоззрение своих новых соотечественников, является неоспоримым фактом.
В каком то смысле и все мы, относящиеся к западно-европейской цивилизации, являемся детьми лютеровской Реформации и частично Просвещения. Поэтому поздравляю всех лютеран и протестантов, а также католиков (именно Лютеру нужно сказать спасибо за II Ватиканский собор) и православных (современную практику которых не возможно представить без влияния лютеранства), поздравляю милых моему сердцу немцев, которые без Лютера так и остались бы «подмышкой Европы и не было бы «великого и могучего» языка философов и поэтов, русских, которых, как говорил классик, если хорошенько поскрести, то непременно отыщешь лютеранина, в общем ВСЕХ НАС, с днем рождения великого учителя и подвижника, явившего своей жизнью пример преданности идеалам и идеям, изменившим наш мир к лучшему.
И помяни Господи раба Своего Мартина во Царствии Своем! +
Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России
Константин Андреев