Священство в евангелических церквях не является таинством, но совершаемым на основе призвания служением в Церкви. Признавая библейское учение о всеобщем священстве всех верующих (1 Петра 2:5-9) призванных через Святое Крещение, Церковь призывает тех, кто в собрании верующих будут реализовывать это священство особым образом через служение Слова и Таинств (ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta)

Духовное служение совершается при призванию Иисуса Христа — Главы Церкви, как проповедь Слова Божьего и совершение Святых Таинств (Мф 28:18-29; Иоанна 20:21-23; Деян 1:8). Целью установления духовной власти является строительство живой Церкви через действие Святого Духа. С точки зрения разнообразия даров Св.Духа (1 Кор 12:1-13) духовная власть выполняет различные служения: епископа, пресвитера, диакона (1 Кор 12:20; Еф 4:11;  1 Тим 3:8; Титу 1:7-9; Рим 10:1). Призвание на каждую из трех ступеней духовной власти происходит через особую ординацию, или рукоположение (введение в должность), либо консекрацию (посвящение). Жан Кальвин (Установления IV: 3,4) выделяет четыре служения в Церкви: учителя, пастыря, старейшины и диакона.

Евангелического служителя, ординированного на пресвитера следует именовать «священник» (пастор). «Апостольское преемство» понимается как преемство веры и апостольского учения (succesio fide), а некоторыми евангелическими церквями (Скандинавскими , Прибалтийскими, Центрально-европейскими) также, как преемство рукоположений (hira teuma) соединенных с молитвой о Святом Духе через епископа и других священнослужителей.

Некоторые церкви в качестве названия руководителя епархии (епархиального епископа), либо национальной церкви (епископа церкви) используют титул суперинтендент. Аугсбургское исповедание говорит: «О церковном порядке (образе правления) наши церкви учат, что никто не должен публично учить в церкви или отправлять Таинства, если он не призван к тому установленным и законным образом». Лютеране признают (Апол. Аугсб. испов. артикул VII), что священник является «представителем личности Христа» (Representant Christi Personam), совершая власть Церкви проповеди Слова Божьего и совершения Святых Таинств, он совершает это «на месте и замещая Христа» (Christi vice et loco porrigunt)

Ординированный евангелический священнослужитель является слугой Слова Божьего (Minister Verbi Divini), которому приличествует титул «священник». В Польше XVI века евангелические пасторы назывались министрами (служителями).

Призванию через ординацию предшествуют следующие этапы: electio — выбор (Консистория допускает до ординации диакона и священника, Синод избирает епископа), examinatio (Церковная Экзаменационная Комиссия проводит экзамен для кандидата в духовенство), ordinatio (consecratio) — введение в должность, призвание, посвящение.

Церковные служения (настоятели и епископа) имеют срок каденции, в Евангелическо-Аугсбургской (лютеранской) церкви в Польше она длится 10 лет. Настоятель является пастырем своего прихода (pastor), он духовный руководитель прихода и всех приходских священников, а в силу ординации он является слугой Христа и Его Церкви, который следит за соблюдением чистоты проповеди Слова Божьего, учения Церкви, моралью и христианской чистотой, а также за распространением духовной жизни в приходе. Заместителем, либо помощником в этих обязанности является заместитель настоятеля, или викарий. Силой церковного права настоятель управляет приходом и вместе с Приходским Советом отвечает на приходское хозяйство. В случае отсутствия настоятеля в данном приходе, Консистория Церкви (исполнительный орган Синода Церкви, во главе которого находится епископ, как председатель) призывает на этот пост временного администратора.

Епископы предстоятельствуют всему Народу Божьему и в служении Слова Божьего и Таинств. Они также совершают служение блюстителей (episkope) в епархии или всей церкви, чтобы Слово Божье было верно и чисто проповедано, а Святые Таинства в церкви совершались и уделялись согласно с Божьим установлением. Служение епископов выполняет также функцию передачи избранным преемникам духовного служения, а также судебной власти в Церкви. «Пастырем пастырей» (Pastor pastorum) является епископ Церкви, выбранный Синодом Церкви, ему подчиняются все церковные организационные структуры. Некоторые лютеранские церкви используют для епископа церкви титул архиепископ, например в Швеции. 

Литургическим облачением евангелического священника является черная тога с белым галстуком. Раздвоенный галстук обозначает лютеранского священника, соединенная  — реформатского, сшитая до половины — унийного. Методисты не используют галстук, а использование тоги не обязательно. В Дании вместо галстука используют белое жабо. Скандинавские лютеране используют в качестве литургического облачения белую альбу со столой соответствующего литургического цвета, а для евхаристического богослужения — также орнат (казулу)

В Польше духовенство использует равноправно черную тогу и белую альбу со столой. 

Перевод с польского: пастор Павел Левушкан