«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54)

Лютер никогда не подвергал сомнению то, что в Причастии истинные Тело и Кровь являются реальными, существенными дарами, которые Господь посылает тем, кто с Ним вступает в общение, как достойным, так и недостойным. Всю жизнь он отстаивал именно такое понимание Причастия, с которым были не согласны Кальвин и Цвингли. Таким образом, на протяжении жизни Лютера у последователей его учения не было споров касательно Причастия.

Но в последний год перед смертью Лютер был обеспокоен тем, что видел в некоторых профессорах Виттенбергского университета компромиссное отношение к кальвинистскому пониманию Причастия. После смерти Лютера его сподвижник, Филипп Меланхтон, которого теперь считали вождем Реформации, стал колебаться в вопросе, склоняясь к кальвинистскому пониманию.

Согласные с ним профессора смогли склонить на свою сторону князя Виттенберга, убедив его, что «лютеранство Меланхтона» является подлинным исповедованием. Против этой позиции выступили ортодоксальный лютеранский пастор Иоахим Вестфаль и теологи Мерлин, Хемниц, Бренц, а также некоторые профессора и студенты Виттенбергского университета, которые за это были изгнаны со своих кафедр.

Эта дискуссия, получившая название Крипто-кальвинистской, шла 14 лет (с 1560 по 1574), но в 1574 году из-за досадной для филиппистов (последователей Меланхтона) случайности князь наконец понял, кто проповедует истинное учение церкви. Все профессора, учившие о Причастии в кальвинистском ключе, были изгнаны из университета, а все изгнанные до этого ортодоксальные профессора возвращены на свои должности.

Учение лютеранской церкви в отношении Причастия было закреплено в Книге согласия, основном догматическом документе, сформированном в 1580 году:

Так, Аугсбургское вероисповедание гласит: «О Святом Причастии наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается. И они осуждают тех, кто учит иначе» (арт. X). Именно поэтому одним из важнейших пунктов лютеранской Реформации это было возвращение Причастия под двумя видами, чтобы каждый верующий мог вкушать Тело и Кровь Христову.

Лютер настаивал, что каждый верующий может пить из чаши и есть хлеб Причастия во оставление грехов. Если слова Христа были так просты и понятны, мы не в праве их изменять. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1 Коринф. 11:26)

ознакомьтесь с Основами вероучения ЕЛЦ АИ
подписывайтесь на наш канал
Телеграмм