Введение.
1. Библейские свидетельства о служении в Церкви Христовой.
А. Краткий Библейский комментарий о епископском служении в Церкви.
Б. Краткий Библейский комментарий о достоинстве пасторского 
(пресвитерского — епископского) служения.
2. Учение апостольских отцов о служении в Церкви Христовой.
А. Раннехристианское учение о церковных служениях.
Б. Средневековое учение о церковных служениях.
3. Конфессиональное учение лютеран «о Церковном порядке».
А. Теологический комментарий.
Б. Учение «Аугсбургского Исповедания»
В. Учение «Апологии Аугсбургского Исповедания».
4. Развитие структуры лютеранских церквей, в Украине с XVI – ХХ в.
Выводы

Введение.
С момента своего возникновения Христианская Церковь прошла через многие испытания и каждое из них было испытанием веры детей Божьих. И поскольку главной заповедью Иисуса Христа являлась заповедь о любви к ближним (Ин. 13:34), Церковь всегда испытывалась, как сообщество людей в их служении друг другу и окружающему их обществу.
Поэтому Церковь, как сообщество – община в разный период времени и в разных народах принимала разные формы своей организации, сохраняя при этом свою суть. Эта суть всегда являлась в её духовном служении, и в непрестанном сохранении харизм Христа и Святого Духа.
Эти харизмы явились не только в чудесах и знамениях, но и в провозглашении веры и записи Слова Божьего в Библии. Эти харизмы продолжились в пасторском и учительском служении Церкви, а также служении каждого христианина, как священника и пророка Бога пред людьми мира.
Первые христиане в Иерусалиме жили одной коммуной. Общины основанные апостолами и их учениками в других городах не имели такой организации, но сохраняли апостольский принцип взаимоподдержки (Гал.6:2 — «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»). 
В ранних общинах был предстоятель и остальные пресвитеры, которые составляли «единую пасторскою коллегию», в дальнейшем только предстоятель стал именоваться епископом, а в средние века стали считать, что только епископ (единолично) имеет дар – харизму рукополагать других служителей церкви.
В Римо-католической Церкви возобладало учение, что только папа римский является представителем (викарием) Христа на земле и поэтому все харизмы в Церкви передаются только через него и зависят от послушания ему. В Православных Церквях возобладало учение о «патриархии», которое уступило место учению о «синодальном управлении» в XVIII в. 
В период Реформации стремление обрести независимость от папства, привело к возникновению демократических учений, вплоть до утверждения права городского совета принимать постановления о том, что является христианской верой (Швейцария). Сейчас вполне естественно думать, что каждый человек, взяв в руки Библию, имеет право сам решать, как ему верить и понимать то что в ней написано.
В это время нам необходимо со всей твёрдостью провозгласить апостольскую суть Церкви и её непрестанное преемство в пасторском служении и харизмах. Христос создал Церковь не как демократическую структуру, но как харизматическую, основой которой всегда были служители церкви, принявшие эту миссию от апостолов.

1. Библейские свидетельства о служении в Церкви Христовой.
А) Краткий Библейский комментарий о епископском служении в Церкви.

Служение епископа, будучи по своей сути «пасторским» служением, по своему происхождению и именованию () является служением «управления» или же как говорят учителя Церкви «церковного домостроительства» ( — Еф.3:9).
Исторически в христианской церкви оно выделяется из «пресвитерского» служения уже в І веке самими апостолами, как служение «главного предстоятеля» общины на литургии, который совершает благодарение «евхаристию».
В послании к Тимофею некоторые пресвитеры прямо названы «предстоятельствующими – начальствующими» и к ним должно относиться с особым уважением – оказывать «сугубую» т.е. буквально «двойную — » честь в сравнении с обычным пресвитером. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» (I Тим. 5,17). 
Именно такой порядок Иерусалимской церкви описывается в книге Деяний. Не апостол Пётр возглавляет поместную церковь, не коллегия пресвитеров с равными полномочиями, но Иаков брат Иисуса Христа, как главный предстоятель – «начальствующий пресвитер». Поэтому, при своем вторичном прибытии в Иерусалим, ап. Павел отправляется не в коллегию пресвитеров, но «к Иакову, у которого» собрались пресвитеры (Деян. 21:18). 
То, что такой порядок в апостольской церкви был обычным можно увидеть и из посланий ап. Иоанна. В своём ІІІ-м послании ап. Иоанн обличает злоупотребление властью «первенствующего пресвитера», но он критикует не то, что «в церкви установлен такой порядок», но «любовь к власти и злоупотребление ею». О том, что во всех древних церквях был единый порядок ясно свидетельствует и св. Ириней Лионский (ІІ в.) в своей книге «Против ересей» книга І, глава 10, часть 2. 
Краткий вывод. Епископское служение по своей природе является пасторским служением. Говоря простым языком, это старший пастор, избранный и благословлённый из числа пасторов Церкви, чтобы осуществлять предстояние на евхаристии и управлять в согласии, для утверждения в Церкви Божьего мира и порядка.
Б) Краткий Библейский комментарий о достоинстве пасторского (пресвитерского — епископского) служения.
11 И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Ефс. 4:10-13)
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. (1Кр. 13:28)
В этих перечнях духовных служений и дарований мы обращаем особое внимание на «пастырское» и «учительское» служение, а также на дар «управления». Именно эти дарования особо подчёркиваются ап. Петром (1Птр. 5:1-5) и ап. Павлом (1Тим. 3:1-10, Тит. 1:7-9) в своих посланиях, как особые дары пасторского служения, которое несут «пресвитеры – пасторы», среди которых именно за «начальствующими пресвитерами» и закрепилось именование «епископа». 
Также ап. Павел подчёркивает важность «посвящения» в Христианской Церкви (1Тим. 4:14), без которого не может быть служения Слова и таинства в Церкви (2Тим. 2:5). Сам ап. Павел был поставлен в Антиохийской Церкви на миссионерское и апостольское служение через таинство рукоположения (Деян. 13:2-4). Поэтому ап. Павел неоднократно подчёркивал, что «в Церкви и для Церкви» могут служить только «призванные» и «посланные» – законно, т.е. через рукоположение «служителей Церкви» (Рим. 10:15), (Тит. 1:5), а не народа, что ясно видно из рукоположения ап. Павла, который имел много противников в Церкви. 
Если говорить о важности народного избрания, то оно заключалось не в том, что народ решал, кого нужно избрать, но народ должен был засвидетельствовать, что избранные достойны (Деян. 6:3) — «изведанные» т.е. известные и испытанные. Именно эта практика всегда утверждалась апостолами, начиная с избрания и поставления Матфия (Деян. 1:21-22) и утверждаемая в последствии ап. Павлом (1 Тим.3:2-7), (Тит 6:6-9).

Стоит ещё раз отметить, что в апостольских посланиях и книге Деяний (Деян. 6:6, Деян. 14:23), ясно отражается практика служения и учения Иисуса Христа, и в них основной акцент в авторитетности находится не на народном избрании, а на законном посвящении. 
Важно ещё раз отметить что, избрание служителей и таинства совершаются «в церковном собрании», но они совершаются «не согласно» желанию собрания или его воле. И «не согласно» желанию и воле его «предстоятелей». Источник власти церковного собрания лежал не в нем самом, а в том, что оно «свидетельствовало об открывшейся воле Божьей и это свидетельство никогда не было отделено от свидетельства служителей Церкви поставленных свидетельствовать об истине» (3Ин. 1:12), т. к. только одна воля Божья и свидетельство истины имеет значение в Церкви и для Церкви.

Служители Церкви поставляются в Церкви, через совместное свидетельство:
– общины об их соответствующей вере достойной жизни и 
– уже поставленных служителей Церкви об их правой вере.
Иисус не избирает тех, кого народ одобряет, но тех, кого одобряет Он. В христианской Церкви нередки были случаи, когда общины верили, что они имеют «народное — демократическое право» большинством голосов смещать и назначать служителей, но и апостолы и их ученики всегда верили в благодатность только законного – апостольского «рукоположения». Поэтому отстранение служителя Церкви от служения никогда не находилось в компетенции одного собрания, но как и поставление на служение, так и снятие со служения всегда осуществлялось служителями Церкви в церковном собрании.
Яркое свидетельство тому уже І века, это ІІІ послание ап. Иоанна в котором он осуждает «первенствующего пресвитера – епископа» за злоупотребление властью, но не призывает своих сторонников, чтобы они устроили революцию и сместили его сами, без его присутствия и свидетельства об истине (3Ин. 1:9-12). Также это послание к Коринфской церкви епископа Климента Римского, в котором отражена противоположная ситуация, когда большинство поддерживало амбициозных членов общины, стремящихся сместить законно – по апостольской традиции поставленного епископа и поддерживающих его пресвитеров-пасторов.
Именно по этой причине апостолы и утверждали и требовали послушания поставленным пасторам – пресвитерам и епископам.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр. 13:17)
«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1Птр. 5:5)
Именно поэтому Апостолы могли требовать от пасторов служения в Церкви со властью, так как им была дарована от Бога «духовная» власть служения Слова, через «законное рукоположение» (1Тим. 4:11-14), (1Птр. 5:1-2), а не «светская» власть через «демократическое избрание»:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» 
Ещё раз обратим внимание, «Божье стадо» можно пасти только «Божьей властью» данной от Бога, а не от людей. А «дары и призвания Божьи непреложны» (Рим.11:29) и завися не от людей и их решения, но только от Бога.

2. Учение апостольских отцов о служении в Церкви Христовой.
А. Раннехристианское учение о церковних служениях.
Об особом служении и ответственности епископа свидетельствуют и первые документы христианской Церкви. 
Запад. Климент Римский (І в.) приемник ап. Петра в своём послании к Коринфянам в XLIV главе пишет ясно: 
«И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. 
Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства…»
Восток. Игнатий Богоносец (І в.) приемник ап. Иоанна в послании к Магнезийцам Глава VI пишет:
«…старайтесь делать все в единомыслии Божьем, так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и дьяконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. …Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и перед сидящими, во образ и учение нетления».
Тоже учение он излагает и в послании к Смирнянам Глава VIII:
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. 
Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно».
Сравнение Игнатием Богоносцем служения «начальствующего – первенствующего» на евхаристии пресвитера со Христом и именование в Церкви именно его «епископом» проистекает из апостольского учения. Апостол Пётр в своём первом послании называет Христа «пастирем и блюстителем душ» т.е. буквально «пастором и епископом — » (1 Петра 2:25). Поэтому Игнатий учит, что подобно тому, как Христос на вечере среди апостолов благословил хлеб и вино, сейчас в Церкви на вечере предстоит епископ посреди пресвитеров (пасторов) и совершает благословение для всей Церкви.
Из этих духовных сопоставлений и сравнений можно увидеть, как в христианской Церкви понимали ответственность и достоинство служителей Церкви. 
– Епископ как главный предстоятель, подобно Христу, был ответствен за всеобщий порядок проведения всех служений в Церкви; 
– пресвитеры – пасторы подобно апостолам должны были пребывать в слове и молитве, сослужили епископу в евхаристии, разделяя с ним ответственность за проповедь и учение в церкви; 
– диаконы исполняли служение милосердия по отношению к больным и бедным подобно тому, как им служил Христос.

Б. Средневековое учение о церковних служениях.

Отличительной чертой средневекового учения о епископском служении являлось представление о том, что епископский сан, это сан высшего священства (или посвящения). В отличие от пресвитерского священства, епископ обладал правом (харизмой) рукополагать священников в сан и наделять их даром Святого Духа для совершения таинств. Именно в связи с верой в эту способность (харизму) считалось, что именно через рукоположение в епископы передаётся «апостольский дар» (апостольское преемство).

Причиной такого верования в средние века, стало то, на рукоположении в «епископство» должны были обязательно присутствовать другие епископы (обычно представители других поместных церквей), а при рукоположении в пресвитерство и диаконство должен был обязательно присутствовать местный епископ.

В тоже время следует отметить, что в творениях отцов Церкви (в частности блж. Иеронима, о традиции Александрийской церкви), сохранились свидетельства о том, что в рукоположении епископов на служение принимали участие пресвитеры. Что подтверждает древнюю христианскую традицию в которой «священническое» служение как таковое не делилось на две ступени, но было единым. Епископское служение было благословением на руководство и представительство от лица всех служителей и всей общины.

На начальном этапе реформации (Аугсбургское исповедание 1530г.) лютеране отстаивали законность всех своих служителей и их традиционное апостольское преемство, а также единство «священнического служения в Церкви», т. е. одну природу и достоинство посвящения пасторского служения (епископов и пресвитеров).

В поздний период реформации в результате противостояния с римокатоликами (после заключения Аугсбургского мира 1555г.) на большей части немецких земель возобладало учение о том, что не существует никакой пасторской – священнической харизмы и всякая харизма в Церкви происходит от общины. 
Это естественно вело к представлению о самодостаточности любой христианской группы. Единственным противовесом этому стали учение и законы об ответственности светского (христианского) правителя за утверждение правой веры и диктату зависимых от правителя консисторий и богословских кафедр университетов («чья власть того и религия» — «cuius regio, eius religio», это определение Агсбургского мира 1555 г.).

Наиболее ярко средневековое верование можно увидеть в учении современной Римокатолической церкви: 
«Католическое учение, выраженное в литургии, в Учительстве Церкви и в постоянной деятельности Церкви, признает, что существует две ступени участия служебного священства в священстве Христовом: епископский и пресвитерский чин. Диаконат предназначен для того, чтобы помогать и служить им. Поэтому слово священник (sacerdos по латыни) в нынешнем его употреблении обозначает епископов и священников, но не диаконов». (ККК 1554)
Второй Ватиканский собор «учит, что через епископское рукоположение сообщается полнота таинства Священства, которое литургическое предание Церкви и голос Святых Отцов верно называют высшим священством, полнотой (suinma) священно служения». (ККК 1557) 
«Епископское рукоположение, одновременно с обязанностью освящать, налагает также обязанность учительства и управления. (…) И действительно, (…) через возложение рук и через слова посвящения сообщается благодать Духа Святого и налагается священная печать, так что епископы исключительным и видимым образом занимают место Самого Христа, Владыки, Пастыря и Первосвященника, и действуют в Его лице (in Eius persona agant)». «Так, Духом Святым, им данным, епископы поставляются как истинные и подлинные учители веры, первосвященники и пастыри». (ККК 1558) 
«Членами епископского чина становятся силой таинства рукоположения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии». (ККК 1559)

Краткий вывод: Современное Римокатолическое учения о служениях в Церкви отличается от раннесредневекового тем, что епископ обладает всеми харизмами (учительства, совершения таинств, харизмой рукоположения в «священство») исключительно благодаря «благословению» папы римского и все харизмы действенны только в единении (послушении и единстве) с ним и соответственно «учительной – епископской» коллегией.

3. Конфессиональное учение лютеран «о Церковном порядке».

А. Теологический комментарий.
В лютеранской традиции всегда утверждалась особенность пасторского служения (хотя в немецкой традиции всегда боялись прямо сказать о его харизматическом – благодатном характере).
В «Пасторском Богословии», Н. Мюллера и Г. Крауза ясно утверждается:
«Однако Господь не призывает каждого христианина осуществлять служение Ключей публично. Писание ясно говорит, что для этой цели Богом установлено особое служение: Деян.13:2-4; 20:28; Рим.1:1; 10:5; 1Кор.3:5; 4:1; 12:28-29; Ефес.4:11; 1Тим.4:14; 5:22; 2Тим.1:6; 1Пет.5:2. 
Лютеранские вероисповедальные книги, М. Хемниц, а позже — Вальтер поддерживают это различие: «Публичное служение Слова и Таинств в церкви не вверено всем христианам вообще (1Кор.12:28; Ефес.4:12). Ибо для этого требуется особое, специфическое призвание (Рим.10:15)». 
Признание особого призвания от Бога для несения пасторского служения является фактическим признанием его благодатного – харизматического характера, признанием особой пасторской харизмы которая отсутствует у христиан с другим призванием.
«О церковном порядке (образе правления) наши церкви учат, что никто не должен публично учить в церкви или отправлять Таинства, если он не призван к тому установленным и законным образом» (АВ, XIV). «Святое служение Слова, или пасторское служение… отличается от священнического служения, принадлежащего верующим». «Для того чтобы мы могли обрести эту веру, было учреждено служение учения Евангелия и отправления Таинств. Ибо Слово и Таинства являются орудиями, посредством которых дается Святой Дух, Который порождает веру там и тогда, где и когда это угодно Богу, в тех, кто слышит Евангелие» (АВ,V). (Пасторское Богословие, Н. Мюллер и Г. Крауз, ст.17)
Далее Н. Мюллер и Г. Крауз в своём труде подчёркивают духовность пасторского служения и его первоочередную зависимость от Бога, а также авторитет, который не является авторитетом общины, но авторитетом Слова Божьего: 
«Поскольку публичное служение является Божественно учрежденным служением, все призванные к нему являются «рабами Господа Иисуса Христа» (См.: Рим.1:1; Иак.1:1), отделенными [избранными] для публичного служения во всей Церкви. Таким образом, призвание к служению должно быть как действительным (rata), так и законным [надлежащим] (legittimata, recta)». 
Также они обращают внимание на то, что авторитет служителя и его законность связаны с авторитетом поставивших его служителей, то есть это молчаливое признание необходимости апостольской преемственности, т.к. законных служителей могут поставить только законные служители, а первыми законными служителями были апостолы.
«Из чего следует, что призвание должно передаваться людьми, имеющими право и власть делать это, что призываемый должен быть ответственен перед ними (этим определяется действительность призвания), и что призвание должно передаваться надлежащим образом (этим определяется его законность). 
Недействительным, например, было бы призвание, передаваемое небольшой группой людей пастору для служения им лично, у них в домах. Это Лютер комментирует в своем письме » ‘neun Manner’ Zu Hervord», написанном в апреле 1532: 
«Отсюда вовсе не следует, что любой гражданин [человек, житель страны] может учредить у себя дома приход. Это непозволительно. Существует огромное различие между общим, публичным собранием людей и семейным кругом. Ибо все, что гражданин делает у себя дома, является его личным делом и носит частный характер». 
Он также утверждает: «Если бы два или три гражданина попросили меня проповедовать, то я не откликнулся бы на такое частное призвание. Ибо это открыло бы двери для служителей дьявола». 
Такая практика (в нормальных обстоятельствах) способствовала бы разделению и противоречила бы библейской концепции общины [прихода], как собрания верующих конкретной области, собранных Христом вокруг спасительного и укрепляющего Слова и Таинств». (Пасторское Богословие, Н. Мюллер и Г. Крауз, ст.22)
Очень важно обратить внимание на отмеченную М. Лютером и авторами опасность утверждения в Церкви анархии и беззакония, если христиане будут выбирать себе служителей по своей прихоти, игнорируя законно поставленных в Церкви пасторов и епископов. Именно об этой опасности нас предупреждали апостолы. И будет большой ошибкой видеть какую то разницу между группой христиан в 3 – 5 – 10 – 50 – 100 – 1000 или 10 000 христиан, если они отделили себя от законно поставленных служителей Слова, без которых не может быть никакого христианского собрания.
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим. 4:3)
О важности и задачах епископского служения, о епископах, которые, согласно (1Тим.3:5), должны заботиться о Церкви Божией, Лютер пишет (St.L., XII, 338): 
«Это те, кому надлежит печься обо всех остальных служениях, — чтобы учителя приходили на свои служения и не были нерадивыми, чтобы дьяконы могли надлежащим образом раздавать дары [при Причастии] и не впадать в леность». 
Или еще (X, 1548): «Кому вверено служение Слова, тому дано высшее служение Христианства. Посему он может также крестить, отправлять Мессу [Святое Причастие] и исполнять все пасторские обязанности. Но если он не желает этого делать, он может только проповедовать, оставив все остальные «вторичные»’ [по сравнению с проповедью] служения (Unteraemter) другим [служителям], как это делали Христос, Павел и все Апостолы (Деян.6)». (Христианская догматика, Д. Т. Мюллер, Учение о публичном служении, Публичное служение – это главное служение Церкви) 
Б. Учение «Аугсбургского Исповедания»
«Аугсбургское Исповедание» в XIV артикуле кратко освещает вопрос служения и управления в Церкви, делая на первый взгляд простые утверждения, которые на самом деле требуют дальнейшего разъяснения. 
Когда исповедание говорит о «законном порядке призвания» на служение в Церкви, то важно понять, о каком «законном порядке» идёт речь? О традиционном церковном порядке (т.е. апостольской вселенской церкви) или о неком новом особом (лютеранском) порядке на тот момент уже принятом в лютеранских княжествах и утверждённом новым законом. В данном случае и исторические факты, и само исповедание свидетельствуют, что «Аугсбургское Исповедание» говорит о традиционном церковном порядке, т.е. о том который всегда существовал во вселенской церкви. 
Для того чтобы в этом убедиться необходимо проанализировать учение «Аугсбургского Исповедания» о епископах изложенное в XXVIII Артикуле. 
Когда «Аугсбургское Исповедание» излагает учение о епископах, оно делает такое утверждение: «наши церкви ни в одном артикуле веры не расходятся с Католической Церковью, но лишь устраняют некоторые злоупотребления, которые являются новшествами, и которые, вопреки намерениям Канонов, были со временем ошибочно приняты» (Артикулы об исправленных злоупотреблениях)
Т.е. учение лютеранской церкви не устанавливает нового порядка или закона избрания епископа (и пасторов), и придерживается, не просто абстрактного библейско-евангельского учения как у сектантов, но 
– следует «намерениям (Церковных) Канонов», т.е. традиционному учению Церкви. 
Это важнейшее утверждение нашего исповедания, которое требует не только уважения к традиции, но связывает нас с традиционным церковным учением и канонами неразрывно.
– Именно это учение о законном порядке, церковной преемственности и последовательности, отличает лютеранское вероучение и церковь от остальных «протестантских» исповеданий, групп и церквей. 
Поэтому, когда «Аугсбургское Исповедание» критикует служение епископов, то главным злоупотреблением отмечается — «присвоение права вносить изменения в царства мира» (Артикул XXVIII: О церковной власти п.2). В п.3 подчёркивается, что это, издавна осуждалось в Церкви благочестивыми и учёными мужами. П.4 продолжает утверждать, что именно присвоение светской власти епископами осуждается лютеранами.
В п. 5 объясняется, что власть епископов это власть ключей – проповедовать, совершать таинства и отпускать грехи. Всё это объясняется вплоть до п. 20 где снова утверждается необходимость различения духовной власти и светской.
Важно отметить, что в п. 21 с особой силой утверждается — «согласно Евангелию, или, как они говорят, по божественному праву, епископам… не принадлежит никаких прав, кроме права прощать грехи, судить об учении, отвергать доктрины, противоречащие Евангелию, и отлучать от церковных общин порочных людей, чьи беззакония известны, причем это должно производиться без применения человеческой силы, просто Словом Божьим». 
В п. 22 подчёркивается, что общины должны повиноваться епископам, когда они исполняют свои обязанности 
– «В этом общины должны непременно и по божественному праву повиноваться им, согласно сказанному в Евангелии от Луки (10:16): “Слушающий вас Меня слушает…”» 
Далее с п. 23 до п. 56 обсуждаются пределы церковной власти епископов и особо отмечается, в п. 34 
– «что епископы не имеют власти устанавливать что-либо вопреки Евангелию. Канонические законы учат об этом же (Dist.IX)». 
Характерно, что и в этом вопросе о пределах власти епископов, исповедание ссылается на традиционные католические церковные каноны.
Вплоть до п. 75 обсуждается уместность в церкви новых обрядов и традиций, в том случае если они не способствуют благочестию, но наоборот умножают грех и необходимость их устранения с помощи власти епископов.
П. 76 является важнейшим, т.к. подчёркивается что авторитет – власть епископов ограничена Евангелием (а это власть истины и любви) и епископ не может господствовать и править в церкви единолично как князь. 
В последних пунктах 77-78 подводится итог — «77. Наши намерения заключаются не в том, чтобы лишить епископов власти, но мы просим лишь об одном, а именно 
– чтобы они позволили [не препятствовали] проповедовать чистое Евангелие, и чтобы они смягчили некоторые традиции, которые не могут быть соблюдены без греха».

В. Учение «Апологии Аугсбургского Исповедания».
Важным комментарием к учению о епископском служении «Аугсбургского Исповедания» является Артикул XIV в «Апологии». В п.1 чётко утверждается, что мы — «имеем величайшее желание поддерживать церковную форму правления и церковные ранги [древние принципы обустройства Церкви и правление епископов]». 
Далее делается небольшая оговорка относительно епископского служения, что оно утверждено не Христом (и непосредственной волей Божьей), а отцами Церкви. В тоже время признаётся авторитет отцов и их мудрость в организации церкви – «Ибо мы знаем, что церковная дисциплина была установлена Отцами Церкви так, как это изложено в древних канонах, с добрыми и благотворными намерениями».
В. П.2-4 обсуждается причина, по которой существующие в германии епископы потеряли свою духовную власть. И этой причиной, в соответствии с учением «Аугсбургского Исповедания» (Арт. XXVIII п. 34), является превышение своей законной духовной власти, т. е. препятствование проповеди Евангелия.
В заключительном п.5 подчёркивается большое желание иметь епископов, которые справедливо использовали свою власть в проповеди Евангельского учения.
«Более того, мы хотим еще раз подтвердить здесь, что с радостью поддержим духовное и каноническое правление, при том лишь условии, что епископы прекратят свои свирепые выпады против наших церквей. Это наше желание оправдает нас как перед Богом, так и перед всеми народами, перед всеми потомками, от обвинения в подрыве власти епископов».
– Поэтому утверждение в лютеранской Церкви традиционного канонического служения епископа является намерением и пожеланием Аугсбургского Исповедания.
Стоит отметить, что в «Аугсбургскогом Исповедании» нет учения о природе епископского служения в Церкви, кроме утверждения, что оно согласно с учением католической Церкви. В «Апологии» есть незначительная попытка уменьшить авторитет епископского служения. 
В тоже время стоит ещё раз подчеркнуть, что епископское служение 
– является проявлением в церкви благодатных даров «управления» и «учительства» (Рим. 12:7-8), 
эти дары являются благодатными и по происхождению Божественными. Поэтому важно понимать, что поставление на служение не только диаконов, пасторов, но и епископов является делом не только Церкви, но и Господа нашего Иисуса Христа действующего в Церкви, как и апостолы об этом свидетельствуют: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова..» (Ефс. 4:11-12). А так, как известно, что: «дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:29), то 
– епископское призвание в Церкви должно сохранять своё традиционное непреложное церковное достоинство.
4. Развитие структуры лютеранских церквей, в Украине с XVI – ХХ в.
В лютеранской традиции существуют различные учения и практики относительно Церковного устройства и служения. Скандинавская – епископальная и Немецкая – синодальная. Немецкая Евангелическо Лютеранская Церковь Украины является наследницей Евангелическо Ллютеранской Церкви Российской империи, которая объединяла в себе как немцев, так и скандинавов, прибалтов – две различные традиции. 
В 1819 г. в Российской империи была учреждена Генеральная консистория (что соответствовало немецкой традиции) которой было передано управление лютеранскими общинами из Юстиц-коллегии духовных дел. Но в том же 1819 г. одновременно с учреждением Генеральной консистории в евангелических церквях Российской империи вводился сан епископа (что соответствовало скандинавской традиции), обладавшего такими же правами, как и епископы Швеции, Пруссии и Дании. Первым Епископом Генеральной консистории, который был утверждён императором Александром І и должен был руководить всеми евангелическими церквями империи (куда входила и Украина) и их духовенством, стал епископ Иоганн Сигнеус. 
Николай І утвердив новый устав 1832 г. ограничил права Генеральной консистории – ликвидировав сан епископа и утвердив высшим органом управления Генеральный синод (подобно тому как управлялась на тот момент Российская православная церковь). Президентами Синода (как и у православных) всегда назначались светские лица — дворяне приближённые императора. Но сам Генеральный синод ни разу не созывался вплоть до своей ликвидации в 1924 г. (Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской истории, О. А. Лиценбергер, ст. 75,76)
Важно отметить, что Лютеранской Церкви после распада СССР начала своё возрождение как епископальная церковь, первой главой которой стал епископ Харальдс Кальниньш 13 ноября 1988 г. Церковь была реорганизована в ЕЛЦРДГ в 1994 г. с утверждением нового устава, Генерального синода и сана архиепископа которым стал Георг Крейчмар. Устав был снова переработан, принят Генеральным синодом и утверждён государством в 1998 г. (Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской истории, О. А. Лиценбергер, ст. 440 — 442)
Важно отметить, что Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины утверждает не преемственность с традицией лютеран Германии, но с традицией немецких лютеран Церкви Российской империи (благодаря чему наследует церковные здания), которая изначально была утверждена, как епископальная (епископально-синодальная) в 1819 г. и также была возрождена в 1988 г.

Выводы.
Лютеранская Церковь в Украине прошла долгий период своего развития и становления. Первый период начался в XVI веке, достиг своей кульминации в XIX и завершился в XX веке, второй начался в XX и продолжается сейчас. Поэтому нам так важно осознать, что мы находимся в начале нового пути, но не созидаем на пустом месте. В своём уставе НЕЛЦУ свидетельствует, что она является прямой наследницей и преемницей старой лютеранской имперской церкви, не наследницей церкви Баварии или Саксонии и не наследницей некой особой Украинской Лютеранской Церкви.
А всякая претензия на наследство требует и ответственности в соответствии с этим наследством. Если мы будем считать себя людьми без рода и племени, то мы не только не сможем распорядиться своим наследством, но и будем недостойны его, и никогда не будем заслуживать уважения. Это прекрасно понимал первый архиепископ восстановленной лютеранской церкви в бывшем СНГ Георг Крейчмар, поэтому он отстаивал и утверждал необходимость епископского служения в Церкви с сохранением традиционного преемства служителей по старой христианской традиции, как это было при основании нашей церкви в Украине в 1819 г. (бывшей частью Российской империи).
Возможно, не все это понимали и не все с этим соглашались, но епископы в Украине всегда старались поддерживать традицию преемства в пасторском — епископском служении. Поэтому на рукоположение епископов всегда приглашались не только епископы из России (где помнили об этой традиции), но и из Польши, восстановившей у себя традиционное епископское (апостольское) преемство.

В завершение приведу цитату из Агенды принятой на 2-м Генеральном синоде 1999 г. для всех церквей бывшего СНГ о важности сохранения традиции и преемства: «Наши общины, даже во времена тяжелейших репрессий, старались в меру своих сил сохранять старый порядок богослужения наряду с особым порядком братских собраний. Поэтому было понятно, почему 1-й Генеральный Синод вновь образовавшейся Церкви () принял 28.09.1994 решение, что старая литургическая традиция должна сохраняться и далее, как основа наших богослужений».



Исходные данные доклада, автор и место презентации:

Пастор Владислав Цеханович, Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины, доклад прочитан на Синоде НЕЛЦУ 2015 года, 9 сентября, церковь св.Екатерины г.Днепропетровск.