Ульф и Бригитта  Экман присоединились к  Католической церкви. Некоторое  время  назад о том  же  решении заявил сын основателя  одного из влиятельных харизматических движений.

Некоторые христиане, комментирую произошедшее  событие, делают неоднозначные намеки на то, что Ульф «заблудился» в  своих поисках истины…В призывах руководителей  отдельных протестантских церквей прозвучали призывы «не разочаровываться», так  как лидеры «приходят и уходят», а Церковь, столп и утверждение Истины, остается неизменной.

Но думающему и ищущему  человеку предстоит самостоятельно поразмышлять  над произошедшим…

Я  не склонен считать Ульфа Экмана легкомысленным человеком. Еще  меньше я  склонен думать, что его переход в католичество вызван душевным заболеванием, или временным помешательством. Это глубоко верующий  и основательный служитель, который  собственно и сформировал сегодняшнюю теологию новых протестантов  и большинства тех, кто ассоциирует себя сегодня с  евангельским движением, не только на постсоветском  пространстве. Ульф Экман  оказал влияние  на верующих и не знавших о Боге  во всем мире.

Решению Ульфа  Экмана и его семьи предшествовали годы вдумчивого поиска. Сам Ульф, описывая  свое  решение, которое  было зачитано  на богослужении в общине «Слово Жизни» в  Упсале 9 марта 2014 г, указывает, что начался  «новый  этап его служения Богу».

Я помню этапы  духовного пути Ульфа  Экмана… Первый этап  сопровождались тотальным отрицанием традиции  и критикой  традиционных католической, православной  и лютеранской  церкви. Из последней  он вышел, увлеченный  харизматическими идеями, как  некогда  вышли пиетисты, не удовлетворенные излишней  академичностью лютеранства 19-го века, противопоставив  ему  «сердечную веру» и личный  опыт поиска

Бога.

Первый период был периодом юношеской  свободы, радостного подростка, наконец-то вырвавшегося из оков  скучной  родительской  опеки и ограничений. Духовная молодость, перед которой  безбрежная  жизнь  и не существует границ, толкает на великие  подвиги. В этот этап Ульф  Экман объединяет вокруг своей  харизмы целый  народ , образует свою конфессию «Слово жизни». Еще  несколько лет и кажется  весь мир охватит пожар нового Пробуждения и..грядет Христос.

«Сердечный  этап» служения  Ульфа  Экмана сменился вскоре  этапом  поиска корней. Созданная  им церковь взрослела  вместе  с ним, матерела, превращалась постепенно в такую-же  структуру, как  и многие  традиционные церкви, против  которых был направлен импульс  первоначального протеста, и стала обнаруживать те  же  проблемы, которыми страдают матерые  католическая, православная  и лютеранская церкви. В чем был смысл протест? Ну  не в новых же  формах…литургии, администрирования  и т.д. Да, они во многом  более  эффективны, или, как  принято говорить, функциональнее, но по сути это тот же  велосипед, только другой  модификации. Возмужавшая  молодежь начинает искать свою идентичность. Кто они, отвергшие традицию?

Если церковь, то что тогда  представляют из себя традиционные церкви, если нет…Последнего допустить невозможно, потому  что Сам Дух Святой  подтверждает Свое  присутствие  среди них На этом  этапе Ульф  ищет обоснования  качественного отличия своего движения от «стариков». Он ищет корни. И «находит» их…в  иудаизме. Главный  тезис  этого этапа: церковь пошла  по ложному  пути сразу  же  после  «апостольских времен». Эллинский  период, период влияния  греческой  философии, собственно сформировавшей  христианской  богословие, отвергается  как  ошибочный. А с ним и все  соборы  и вся практика Церкви.

Православие и Католицизм объявляются  тупиковыми путями развития народа Божия. Рождается своя интерпретация  истории. Апостольская  церковь произрастала  в  виде  двух ошибочных  ветвей, на  одной  из которых, католической, возникло Лютеранство, которое  тоже, в  свою очередь, оказалось ошибочной  ветвью, но из этой  ветви, как  из никчемного пенька,  возник  молодой  отросток – евангельское  движение и ее  авангард «Слово жизни». Этот молодой  росток соединился с истинным   и изначальным корнем, который…есть конечно же  иудаизм. Иудофильский  период служения  Ульфа  длился  достаточно долго. Я  помню как  жестко критиковал  его, особенно за  чудовищную  по своей  глупости программу «операция  Жаботинский», суть которой  заключалась в том, что христиане  должны  были помогать евреям всеми силами переезжать в государство Израиль. Таким образом, согласно идеям тогдашнего Ульфа  Экмана, должно было ускориться  наступление  мессианского времени, Армагедон  и второе  пришествие  Христа.

Какое  счастье, что тогда  они не выловили всех  евреев, так  как  у  оставшихся  все  еще  есть возможность узнать Христа. В Израиле  их шансы  на обращение в христианство  близки к  нулю…В этот период среди харизматов  рождаются  так  называемые «мессианские  евреи». И если существование таковых абсолютно оправдано в  Израиле, то  на территории бывшего СССР, они в массе  своей  представляют собой  квазихристианские  секты. Это побочные плоды иудейского этапа  духовного развития  Ульфа Экмана. Появляется  идея «двух путей»: отдельно для Церкви через Христа, и отдельно для Израиля.  Второе пришествие  Христа  для  Церкви будет первым для  иудеев, но все  спасутся, потому  что принадлежат одному  корню. Этот период можно также  назвать периодом  Ульфа Экмана – апологета созданного им движения.

Но Ульф  всегда  был очень честным, искренним  и ищущим  Бога  человеком. Вскоре он начинает осознавать, что создаваемая  им новая история  церкви и  теология ущербна по своей сути. Ведь  она мало чем отличается  от пресловутой мормонской  идеи  исключительности. Второе  название  мормонов, как  известно, «Церковь Иисуса  Христа  святых последних дней».  Согласно этой, назовем ее условно «мормонической»,  концепции, Церковь, о которой  Сам Христос  сказал, что «врата  ада  не одолеют ее», просуществовала  совсем не долго. Сразу  же  после  рассеяния  в  связи с  завоеванием Титом  Иерусалима  и наступлением эллинского периода, церковь (то есть истинная  церковь) перестала  существовать.  Истинная  церковь  существовала  , как  бы в  анабиозе, время  от времени проявляя  себя в  различных сектах. А в  середине 19-го века, Джозеф  Смит пошел в  лес помолиться, где  ему  явился  ангел Морроний и вручил золотые листы, на  которых было начертано новое  откровение, а  самому  Смиту  было объявлено , что через него восстанавливается   (выходит из анабиоза) истинная  церковь. Ульф  начинает осознавать, что  его движение обладает всеми теми же  признаками, что и мормоны, с той  лишь разницей, что исповедуемые  доктрины все  же  соответствуют традиционному  христианству.

После  посещения Ульфом и Бригиттой Экман монастыря  Бейт Джамаль в  Израиле, где  расположена  могила первомученика  диакона  Стефана, а  также  раббана  Гамлиеля (учителя  Савла, будущего Св.Ап.Павла) и который  сам позже  стал христианским служителем, к  Ульфу  приходит прозрение…Недавно я был в Бейт Джамале, где слышал эту историю.

Как пел в  свое  время  незабвенный  Б.Б. Гребенщиков: «Но, чтобы стоять, я должен держаться корней…». Ульф  начинает понимать, что было 2000 лет истории христианства, что церковь имеет различные внешние формы и практики, сравнивать которые между  собой, также  как  сравнивать разные части тела. Он понимает, что его движение  лишь один из молодых побегов  на  могучем дубе, имя которому Христианство. И Ульф, очнувшись, пошел домой… Этот честный протестант  не мог принять никакого иного решения, потому что был и остается честен с самим собой, потому что нашел то, что искал всю свою жизнь.

Сегодняшние протестанты, в том числе воспитанные Ульфом  Экманом, переживают глубокий  кризис  идентичности. Называя  себя протестантами, многие искренне полагают, что смысл  протестантизма  в  ом, чтобы  всегда  быть в оппозиции, как  в мультфильме, где , как  известно, «баба  Яга  всегда  была  против». Все  чаще  звучат призывы «оставаться  верными идеалам Реформации».  Реформация принесла  несомненное  благо Церкви. Второго Ватиканского собора  бы   теми колоссальными изменениями в Католической  церкви не было бы  без Реформации.

Самой  западно-европейской цивилизации  не было бы  без Реформации. Сегодняшняя  Православная  церковь была  бы  совсем другой без идеалов  Реформации, которые проникли во все  сферы  нашего общества и изменили , в том числе, облик  Православия. Но нужна  ли нам Реформация  ради самой  Реформации, протест ради протеста? Да  и понимают ли современные новые протестанты  что  такое  протестантизм, что двигало теми шестью  курфюстрами  и представителями четырнадцати свободных городов Священной Римской империи, которые принесли 19 апреля 1529 года  «Protestation zu Speyer» — протест  против решения большинства членов рейхстага возобновить действие Вормсского эдикта и преследование лютеран? Мало кто из них понимает, что Лютер не вы ступал против  Церкви и традиции, но против  злоупотреблений  и  власти епископов. Мало кто осознает, что если бы  во времена Лютера  Католическая  церковь была  такой, какая  она  стала  сейчас, правда  благодаря  Реформации, то никакой  бы  Реформации  тогда  не было. Честный  протестант, каким несомненно был Ульф Экман, вернутся  домой, как  это сделал  он, или постараются  найти свой корень на лютеранском  побеге, который  есть по сути все  та  же  католическая, хотя  и реформированная Церковь.

Всем христианам нужно осознание своей  природы, своих корней  и единство. Единство всех ее ветвей Церкви Христа через осознание  своей  настоящей природы  и своего  предназначения.

Я приветствую решение Ульфа  Экмана, а  также  верю и молюсь, что грядущий  8-й Вселенский  собор Христианской Церкви восстановит некогда  былое  единство христиан, которые, подобно пастору Ульфу Экману, будут до конца  честны с  самими собой  и вернутся домой  , расспросив  где  «путь добрый  и верный», чтобы  вместе ,уже  никогда  не разделяясь, идти по нему.

Во Христе,

Константин Андреев +

Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания