В целях совершенствования государственной политики в  сфере   защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие:
создание     механизмов     правовой,              организационной и
психолого-педагогической  поддержки   граждан   Российской     Федерации,
намеревающихся усыновить (удочерить), взять под  опеку   (попечительство,
патронат) детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения    родителей, а
также семей, воспитывающих приемных детей;
упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под   опеку
(попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей,  включая  осуществление  последующих   мер     государственной
поддержки, предусмотрев в том  числе  снижение  требований  к   нормативу
площади жилого помещения при устройстве детей  на  воспитание  в   семью,
сокращение перечня  представляемых  гражданами  Российской    Федерации в
государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также
уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями)   и
приемными родителями в органы опеки и попечительства;
совершенствование оказания детям-сиротам и  детям,  оставшимся   без
попечения родителей, в случае выявления у  них  заболеваний   медицинской
помощи  всех   видов,   включая   специализированную,   в   том   числе
высокотехнологичную, медицинскую помощь;
осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров,
диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в  том   числе   усыновленных   (удочеренных),   принятых   под   опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством
последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей;
установление  порядка  медицинского  освидетельствования    граждан,
намеревающихся усыновить (удочерить), взять под  опеку   (попечительство,
патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) до 1 марта 2013 г. внести в  Государственную  Думу   Федерального
Собрания   Российской   Федерации   проекты    федеральных    законов,
предусматривающих:
предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим)
ребенка,   оставшегося   без   попечения   родителей,   в   том   числе
ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и
последующих детей;
увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии, назначенной
в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.  N 166-ФЗ   «О
государственном  пенсионном   обеспечении   в   Российской     Федерации»
детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 рублей в месяц;
увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного  пособия   при
передаче ребенка на воспитание  в  семью,  предусмотренного   Федеральным
законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей»;
изменение установленной разницы в возрасте между  усыновителем,   не
состоящим  в  браке,  и   усыновляемым   ребенком,   оставив   принятие
окончательного решения на усмотрение суда;
в) до 15 февраля 2013 г. представить предложения:
об увеличении с 1 января 2013 г. размера  компенсационной   выплаты,
установленной Указом  Президента  Российской  Федерации  от  26   декабря
2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными   гражданами»,   лицам,   осуществляющим     уход    за
детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;
о  механизмах  стимулирования  субъектов  Российской     Федерации к
установлению и выплате ежемесячного  денежного  вознаграждения   опекунам
(попечителям),   приемным   родителям,    патронатным       воспитателям,
дифференцированного в зависимости от возраста ребенка,  наличия  у   него
инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента и
уплаты  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное,    социальное и
медицинское страхование; к осуществлению ежемесячных выплат на содержание
детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных и патронатных   семьях,
дифференцированных в зависимости от возраста  ребенка,  наличия  у   него
инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента;
о доведении к 2018 году  средней  заработной  платы   педагогических
работников образовательных,  медицинских  организаций  или   организаций,
оказывающих социальные услуги  детям-сиротам  и  детям,  оставшимся  без
попечения родителей, до 100 процентов  от  средней  заработной    платы в
соответствующем субъекте Российской Федерации;
об уточнении содержания информации, представляемой органами опеки и
попечительства в государственный банк данных  о  детях,  оставшихся   без
попечения  родителей,  и   о   периодичности   обновления     информации,
содержащейся в названном банке.
2.  Рекомендовать  Государственной  Думе   Федерального     Собрания
Российской  Федерации  доработать  в   приоритетном   порядке   проекты
федеральных законов  «Об  общественном  контроле  за  обеспечением  прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и  «О   внесении
изменений в  отдельные  законодательные  акты  Российской    Федерации по
вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки
и попечительства», предусмотрев в том  числе  уточнение  порядка   приема
ребенка в патронатную семью и форм его воспитания.
3. Рекомендовать Верховному Суду Российской  Федерации  дать   судам
разъяснения о применении  норм  законодательства  Российской   Федерации,
регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей,   по
делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу  с   1
января  2013 г.  Федерального  закона  «О  мерах  воздействия     на лиц,
причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав   и
свобод  граждан  Российской  Федерации»,  устанавливающего      запрет на
усыновление  (удочерение)  детей,   имеющих   российское     гражданство,
гражданами Соединенных Штатов Америки.
4. Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс   мер,
направленных  на  формирование  в  обществе  ценностей  семьи,   ребенка,
ответственного  родительства,  в  том  числе  на  позитивное   восприятие
института устройства  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без   попечения
родителей, на воспитание в семью, а также  предусматривающих   расширение
доступа граждан к информации об этой категории детей.
5. Высшим должностным лицам  (руководителям  высших   исполнительных
органов  государственной   власти)   субъектов   Российской     Федерации
обеспечить:
а)  выполнение  и  контроль  за  реализацией  переданных   субъектам
Российской  Федерации  полномочий  по   организации   и     осуществлению
деятельности  по  опеке  и  попечительству,  социальной       поддержке и
социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся  без   попечения
родителей;
б) подготовку квалифицированных кадров для привлечения их  в   сферу
опеки  и  попечительства,  а  также  развитие  системы    дополнительного
образования, реализацию программ повышения квалификации, профессиональной
переподготовки и переобучения работников указанной сферы.
6.  Внести  в  перечень  показателей  для   оценки     эффективности
деятельности  органов  исполнительной   власти   субъектов     Российской
Федерации, утвержденный Указом Президента  Российской  Федерации  от  21
августа 2012 г. N 1199 «Об  оценке  эффективности  деятельности   органов
исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации»     (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4774), изменение,
дополнив его пунктом 12 следующего содержания:
«12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том
числе переданных  неродственникам  (в  приемные  семьи,  на   усыновление
(удочерение), под опеку  (попечительство),  охваченных  другими   формами
семейного  устройства  (семейные  детские  дома,  патронатные     семьи),
находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.».
7. Правительству  Российской  Федерации  и  органам   исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предусмотреть выделение   бюджетных
ассигнований соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации на реализацию настоящего Указа.
8. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
28 декабря 2012 года
N 1688

Обзор документа
Организуется совершенствование госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Даны поручения по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Правительству РФ необходимо до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Здесь нужно предусмотреть снижение требований к нормативу площади жилья при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, подаваемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства.
Во-вторых, это контроль за качеством медосмотров, диспансеризации сирот и детей без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания им медпомощи.
В-третьих, это установление порядка медосвидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей.
Также Правительству РФ необходимо до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.
Во-вторых, это увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8 704 руб. в месяц.
В-третьих, это увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Также до 15 февраля 2013 г. Правительство РФ должно представить ряд предложений. В частности, о доведении к 2018 г. средней зарплаты педработников образовательных, медорганизаций или организаций, оказывающих соцуслуги сиротам и детям без попечения родителей, до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей включена доля детей без попечения родителей.
Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.