Очень часто приходиться слышать, особенно от протестантов, что личная исповедь бессмысленна и соответственно особой необходимости в её совершении не имеется. Умиляет тот факт, что и многие лютеране искренне полагают, что можно приступать к Таинству святой Евхаристии, ограничившись общим исповеданием грехов, оглашаемым согласно чину Богослужения.  Но так ли это? Евангелист Марк говорит: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5).

Тема личной исповеди и личного покаяния широко представлена в Ветхом Завете. В Пятикнижии Моисеевом акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва. Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех … пусть исповедаются в грехе своём»  (Чис.5:6, 7).
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее: «Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов [ко Христу] и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния».

По учению Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»  (Ин.20:22-23). Таким образом, исповедь — неотъемлемая часть жизни и духовной практики христианина.

Иисус Христос и Его предтеча Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17,Мф.3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва угодна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения. Все Святые Отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека. Марк Подвижник утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося… Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию… Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».

Греческое слово μετάνοια (букв. «после ума», «покаяние»), означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11). Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк.15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «придя в себя», решается вернуться к Отцу.

Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, это перенесение центра жизни на Святую Троицу. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения…это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».

В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, резко отличающаяся от принятой ныне практике, когда кающийся открывал свои грехи перед всей Церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. Но ещё в требнике XV века можно было встретить традицию, когда священник возлагал руку кающегося на свою шею и брал на себя все грехи исповедующегося.

Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф.6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди, кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться. Христианину рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, Евангелие, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения (все таки!) Таинства).

Евангелическо-лютеранская Церковь учит, что исповедь состоит из двух частей: исповедания грехов и отпущения грехов: «Во-первых, мы признаём свои грехи. Во-вторых,  мы принимаем отпущение грехов». (Краткий Катехизис, V, 1)
Отпущение грехов, произносимое обычно пастором или проповедником, исходит от самого Бога, как мною отмечалось в начале повествования. По учению нашей Церкви, прощение грехов даётся даром, по милости Божьей, как правило, в Лютеранской церкви не накладывается епитимья, хотя, напрямую это не запрещено. Прощение грехов зависит только от милосердия Бога и веры в искупительную жертву Иисуса Христа, дарующую прощение и спасение. Во время исповеди в нашей традиции не требуется перечисление всех грехов, XI артикул Аугсбургского вероисповедания указывает, что человек не в состоянии вспомнить и перечислить все свои грехи (Псалом 18:12), но важно сказать именно призванному служителю о том, что более всего беспокоит и нарушает гармонию в душе один на один. Искренность исповеди рождает искренность в вере. Если вера личная, а вера, как мы убедились – прежде всего «изменение ума», следовательно, и глубокая исповедь, как фундамент веры также должна быть только личной.

пастор Павел Ткаченко,
настоятель прихода ЕЛЦ АИ г. Новороссийска,
Санкт-Петербург, 14.10.2011г.