Сегодня мы отмечаем Рождество Христово — Свет явился в мир, Сам Бог воплотился ради нашего спасения. Сам Бог озарил наш грешный мир, чтобы принести свет в каждый его потаенный уголок, чтобы победить смерть, грех и даровать любовь, святость и жизнь вечную, жизнь с Богом.

Евангелие от Матфея, которое мы сегодня слышали, коротко знакомит нас теми событиями более чем 2000-летней давности — Рождество Христа, Рождество Мессии. По преданию Евангелия от Матфея было написано на еврейском языке, но до нас дошли только копии на греческом. Можно сказать, что в первую очередь это Евангелие предназначалось для евреев. Что же мы видим этом древнем тексте? Мы видим непростую ситуацию — будущая семья Марии и Иосифа готовится к обручению, к свадьбе и вдруг оказывается, что Мария уже беременна. Но не просто беременна, а имеет во чреве от Духа Святого. Как же так произошло? Матфей не говорит, мы это можем узнать только из Евангелия от Луки, который последовательно собрал все свидетельства. Ангел Гавриил явился Марии (или по еврейски  Мариам) и произнес ей Слово Божье. Как мы читаем у Луки:

Придя к ней, он сказал: «Приветствую тебя, благословенная Богом! С тобой Господь!» 29 Она в растерянности гадала, что значат эти слова, с которыми он к ней обратился.  30 Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария! Ты обрела милость Бога. 31 Ты зачнешь и родишь Сына и дашь Ему имя Иису́с — Он будет велик, Его будут звать Сыном Всевышнего,  Ему даст Господь Бог престол праотца Его Давида, 33 Он будет вечно царствовать над потомками Иакова, и царству Его не будет конца».
 34 Но Мариам спросила ангела: «Разве такое может быть? Я еще не замужем
35 Ангел ответил: «Дух Святой сойдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя, поэтому Ребенок, которого ты родишь, будет свят —  Он будет называться Сыном Бога. \36 Вот, например, Елизавета, твоя родственница: она, хоть и стара, ждет ребенка и уже на шестом месяце, а ее называли бесплодной.  37 Для Бога нет ничего невозможного». (Лук 1)

Действительно, для Бога нет ничего невозможного. Но в какую же все-таки неприятную историю они попали с Иосифом. По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на нейоставалось клеймо позора на всю жизнь.


Что же сделал Иосиф праведный? Он решил тайно отпустить ее. По законам того времени он должен был, как ревностно исполняющий Закон Моисея, как праведный,  развестись с Марией. Чтобы разорвать помолвку тайно, Иосиф должен был дать ей свидетельство о разводе, скрепленное подписями нескольких свидетелей, без объяснения причины развода.

Когда же Иосиф это задумал, явился ему во сне ангел от Господа. «Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию в жены, — сказал Ангел. Кстати, это единственное место в Новом Завете, где сыном Давида назван не Иисус, а Иосиф. В Евангелии от Матфея Иосиф играет бо́льшую роль в событиях рождения Иисуса, чем Мария: именно к нему обращается ангел (когда Ангел говорит им бежать в Египет, а также когда велит вернуться из Египта).  Вероятно, это объясняется как еврейскими представлениями о главенстве мужа, так и тем, что Иисус через Иосифа становится потомком Давида.

«Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию в жены, — сказал Ангел. — Ребенок, которого она носит, зачат от Духа Святого.  21 Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов».

Имя ребенку давалось на восьмой день после рождения, во время обрезания. Оно нарекалось отцом и было знаком того, что отец признает новорожденного своим сыном. Хотя Иосиф не был реальным отцом, по Закону единственно важным было юридическое признание отцовства, а не биологическое родство.

Имя «Иисус»  в данном случае это греческая форма или вариант имени Йешуа или Йешу (сокращенный вариант полного имени — Йехошуа); имя Иисус означает «Яхве  — мое спасение». В этом имени — сущность Иисуса, рожденного Девой Марией от Святого Духа.

Сам Ангел Господень поясняет имя Иисус: «ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов». Хотя под Своим народом   понимался Израиль, но Иисус станет также Спасителем всего мира.

Мы видим как постепенно Евангелие подводит нас к главному — к центру Благой Вести — к Иисусу Христу. Все эти родословия у Матфея, все перечисление «Авраам родил Иакова, Иаков родил Исаака»  т. д. важны! Но сводится всё к одному — к центру, цели, вершине плана Божия — ко Христу. Иисус Христос становится центром этой истории — Он становится Богочеловеком ради спасения нас с вами.

«Все это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка:
23 «И вот Дева зачнет и родит сына,  Его назовут Эммануи́л», что значит «С нами Бог». Как говорит цитирует Ангел пророка Исайю (7-ю главу).

С нами Бог — эту весть принес Ангел Иосифу, Сына Божия ты родишь, Мария.

Как можно не поверить таким словам? Чудесное явление Ангелов, Иосифу, Марии, а также Слово Божье, которое Ангелы были посланы сообщить святой чете — убеждает и дарует твердую уверенность, что так и будет без всяких сомнений. Поэтому: «Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень: взял Марию как жену к себе в дом.  25 Но он не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила Сына. Иосиф назвал Его Иисусом.»

С нами Бог — эту весть принес Ангел пастухам, и они с поспешностью побежали в ясли, чтобы увидеть  Младенца, обещанного Мессию.

Ангел сказал пастухам: «Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа.  11 Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! 12 Вот вам знак: вы найдете Ребенка, который лежит спеленутый в яслях».

 13 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:

14 «Слава Богу в вышних небесах!

Мир на земле людям, которых Он возлюбил!»

15 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: «Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чем нам поведал Господь».  16 Они поспешно отправились в путь и нашли Марию с Иосифом и Ребенка, лежащего в яслях. 17 Увидев Его, они рассказали то, что им было сказано об этом Младенце. (Лук 2)

С нами Бог — эту весть принес Ангел и волхвам (магам, звездочетам), которые наблюдали знамения времен, звезды и небесные светила. Христос — центр вашей жизни, центр вашего ожидания — Он явился, Бог воплотился ради нашего спасения. Как мы читаем у Матфея:

«И вот, после того как в иудейском городе Вифлееме, при царе Ироде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока  звездочеты.  2 «Где новорожденный царь иудеев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести».  3 Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим.  4 Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. 5 «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком:

 6 *„И ты, Вифлеем, земля Иуды,

не самый малый средь главных городов Иуды:

 из тебя произойдет вождь,

пастырь народа Моего Израиля“». (Михея 5:2)

7 Тогда Ирод, тайно призвав к себе волхвов, выведал у них точное время появления звезды  8 и направил их в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и все в точности разузнайте о Младенце. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести».  9 Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был Ребенок. 10 Когда они увидели звезду, они очень сильно обрадовались.  11 Войдя в дом, они увидели Ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. 12 Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.  (Мат 2)

Снова мы видим — центр мироздания — Иисус Христос — Ему пришли поклониться волхвы, принеся золото, ладан и смирну. Как будущему Царю Израиля, Которому надлежало родиться, как Первосвященнику и смирну как тому, кому надлежало умереть, быть погребенному и воскреснуть в третий день.

Центр Рождества — это Сам Иисус Христос— Младенец, лежащий в яслях, в хлеву, среди домашних животных. Все мироздание как бы сжимается и в этом Младенце вся суть бытия, суть жизни и радость переполняет всех, кто пришел Ему поклониться. Радость и трепет, счастье и мир Божий. Однако уже при рождении Иисуса Христа мы видим уготованную Ему судьбу — подарок волхвов — Быть Царем Израиля, Быть Первосвященником (Ходатаем за нас перед Богом) и наконец — смирна — как указание на погребальные обряды, как исполнение пророчества Исайи:

 «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. 4 Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. 5 Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. 6 Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа » (Исайя 60).

Все мироздание как бы стремится поклониться рожденному Младенцу, все стремятся собраться вокруг Него и вознести Ему хвалу и воздать почести.

Но где же мы в этой истории? Как же мы можем прикоснуться к Иисусу Христу? Как нам обрести спасение и жизнь вечную?

Через Слово и Таинства Церкви, которую Он учредил на Земле. В Причастии мы вкушаем истинное Тело Христа и пьем Его истинную Кровь, для спасения, во оставление грехов. Слово Божье, Слово благодати Христа дарует нам веру и ведет ко спасению.


Именно здесь в Церкви мы подобно пастухам, волхвам и звездочетам, подобно Марии и Иосифу, собираемся вокруг Самого Христа — вокруг Слова Его  и Его Тела и Крови, чтобы вознести Ему хвалу, воздать почести, вкусить глаголов вечной жизни и обрести спасение.


Именно здесь в Церкви мы у алтаря собираемся как у яслей в хлеву собирались Мария и Иосиф, волхвы и пастухи, чтобы взирать на Младенца Христа и видеть Его непростой путь, путь нашего искупления!

«Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь!» Наш Господь Иисус Христос. Ему слава и честь и благодарение во веки и веки! Аминь!