В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие:
создание механизмов правовой, организационной и
психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации,
намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство,
патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также семей, воспитывающих приемных детей;
упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, включая осуществление последующих мер государственной
поддержки, предусмотрев в том числе снижение требований к нормативу
площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью,
сокращение перечня представляемых гражданами Российской Федерации в
государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также
уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и
приемными родителями в органы опеки и попечительства;
совершенствование оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской
помощи всех видов, включая специализированную, в том числе
высокотехнологичную, медицинскую помощь;
осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров,
диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством
последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей;
установление порядка медицинского освидетельствования граждан,
намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство,
патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов,
предусматривающих:
предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим)
ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе
ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и
последующих детей;
увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии, назначенной
в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 рублей в месяц;
увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при
передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным
законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей»;
изменение установленной разницы в возрасте между усыновителем, не
состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие
окончательного решения на усмотрение суда;
в) до 15 февраля 2013 г. представить предложения:
об увеличении с 1 января 2013 г. размера компенсационной выплаты,
установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря
2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами», лицам, осуществляющим уход за
детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;
о механизмах стимулирования субъектов Российской Федерации к
установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения опекунам
(попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям,
дифференцированного в зависимости от возраста ребенка, наличия у него
инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента и
уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и
медицинское страхование; к осуществлению ежемесячных выплат на содержание
детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных и патронатных семьях,
дифференцированных в зависимости от возраста ребенка, наличия у него
инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента;
о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических
работников образовательных, медицинских организаций или организаций,
оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в
соответствующем субъекте Российской Федерации;
об уточнении содержания информации, представляемой органами опеки и
попечительства в государственный банк данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, и о периодичности обновления информации,
содержащейся в названном банке.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации доработать в приоритетном порядке проекты
федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки
и попечительства», предусмотрев в том числе уточнение порядка приема
ребенка в патронатную семью и форм его воспитания.
3. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации дать судам
разъяснения о применении норм законодательства Российской Федерации,
регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей, по
делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу с 1
января 2013 г. Федерального закона «О мерах воздействия на лиц,
причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и
свобод граждан Российской Федерации», устанавливающего запрет на
усыновление (удочерение) детей, имеющих российское гражданство,
гражданами Соединенных Штатов Америки.
4. Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер,
направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка,
ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие
института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение
доступа граждан к информации об этой категории детей.
5. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
обеспечить:
а) выполнение и контроль за реализацией переданных субъектам
Российской Федерации полномочий по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке и
социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
б) подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу
опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного
образования, реализацию программ повышения квалификации, профессиональной
переподготовки и переобучения работников указанной сферы.
6. Внести в перечень показателей для оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21
августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4774), изменение,
дополнив его пунктом 12 следующего содержания:
«12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том
числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление
(удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами
семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи),
находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.».
7. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предусмотреть выделение бюджетных
ассигнований соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации на реализацию настоящего Указа.
8. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
28 декабря 2012 года
N 1688
Обзор документа
Организуется совершенствование госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Даны поручения по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Правительству РФ необходимо до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Здесь нужно предусмотреть снижение требований к нормативу площади жилья при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, подаваемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства.
Во-вторых, это контроль за качеством медосмотров, диспансеризации сирот и детей без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания им медпомощи.
В-третьих, это установление порядка медосвидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей.
Также Правительству РФ необходимо до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.
Во-вторых, это увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8 704 руб. в месяц.
В-третьих, это увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Также до 15 февраля 2013 г. Правительство РФ должно представить ряд предложений. В частности, о доведении к 2018 г. средней зарплаты педработников образовательных, медорганизаций или организаций, оказывающих соцуслуги сиротам и детям без попечения родителей, до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей включена доля детей без попечения родителей.
Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.