День Аугсбургского исповедания связан с разнообразнейшими событиями истории церкви, которые не удастся осветить в данной статье ввиду ее краткости. Однако будет не лишним напомнить читателю предысторию вопроса.

В 1517 году католический монах и доктор богословия Мартин Лютер публикует знаменитые 95 тезисов, в которых громит корыстолюбивых собирателей пожертвований и продавцов индульгенций, обещающих выкупить души умерших людей из чистилища. В этом сочинении Лютер призывает вернуться к чистоте Евангелия и отвергнуть человеческие учения, выдуманные не по духу Писания, а ради наживы и смущения простых христиан. Этим трактатом Мартин Лютер бросает вызов и призывает к диспуту на тему прощения грехов, индульгенций и папской власти.

Стоит подчеркнуть, что Лютер и не помышлял расколоть или разделить католическую церковь, а призывал к очищению, обновлению в духе раннехристианской Церкви времен апостолов Христа. Многие историки небезосновательно считают публикацию этого трактата началом Реформации — нового периода в истории католической церкви в частности и средневековой Европы в целом. Хотя ряд историков придерживается мнения, что началом Реформации и окончательного разделения Церкви на лютеранскую и католическую стоит считать день провозглашения Аугсбургского вероисповедания в 1530 году (кстати, Мартин Лютер был против именования «лютеранская церковь», являя глубокое смирение и несогласие с названием, «приклеенное» оппозиционерами последователям доктора Лютера).

Аугсбургское вероисповедание — важнейший богословский документ, содержащий свод параграфов-догматов, написанных Филиппом Меланхтоном от лица всех последователей Мартина Лютера, католического монаха, бросившего вызов папе Римскому в 16 веке. Мартин Лютер призвался впоследствии, что он не смог бы написать в таком примирительном тоне как Меланхтон (Лютер не стеснялся в выражениях), а также вряд ли смог бы найти столько схожего в догматах с католиками и так безболезненно описать противоречия и разногласия в вероучениях.

Эти параграфы или статьи, написанные соратником великого реформатора и доктора богословия, представляли вниманию властей и общественности позицию богословов евангелическо-лютеранской церкви, которая возникла в среде господствовавшей в Европе римско-католической средневековой церкви.

Основным фокусом Аугсбургского исповедания было описание богословия лютеранской церкви с целью показать, что ничего нового они не вводят, а лишь возрождают, реформируют, поднимают из руин и пыли забытые, но вечные учения об оправдании верой, спасении только через Христа, Его деле в нашем спасении и т. д. Но кроме непротиворечивых догматов, спор по которым не возникал, были описаны учения, которые стали своего рода соблазном и камнем преткновения, такие как власть епископов и папы, монашество, поклонение святым, добрые дела, Причастие Тела и Крови Христа (а не только Тела как в католической церкви на тот момент) и некоторые другие названные «злоупотреблениями» католической церкви.

Этот документ был представлен Карлу V 25 июня 1530 года на Аугсбургском сейме, как вероучение лютеранской церкви, за которое они были готовы принять мученическую смерть и от коего никогда бы не отреклись. Католическая сторона представила императору Священ.Римской империи Карлу V «Опровержение» на Аугсбургское исповедание, в котором попыталась опровергнуть лютеранское вероучение и доказать правомерность практики католической церкви в пунктах злоупотреблений, призвав к авторитету традиции и канонов Церкви. На это «Опровержение» Меланхтон, сподвижник Лютера, написал «Апологию Аугсбургского исповедания» (т. н. защиту тезисов и параграфов Аугсбургского вероисповедания), доказав правомерность критики в адрес католической церкви.

Не вдаваясь в подробности спора, стоит сказать, что богословие лютеранской церкви было встречено с неприятием со стороны католика-императора, не желавшего порывать с Римом и оказаться проклятым на своей земле. Надежды лютеран на поддержку властей в этом вопросе казались рухнувшими и преследования реформаторов продолжились с большей силой. Однако это уже никого не страшило — Рубикон был перейден — назад дороги не было. Хотя впоследствии Лютер и многие его последователи утверждали, что с радостью вернулись бы в лоно католической церкви, если бы злоупотребления были устранены и пасторам дали проповедовать возрожденное учение о спасении лишь через веру во Христа, многим было понятно, что это скорей всего произойдет нескоро (если вообще случится).

Оглядываясь на историю Реформации вообще и дня Аугсбургского вероисповедания в частности, стоит задаться вопросом: что мы видим полезного для наших дней, анализируя опыт наших предшественников, «у которых мы стоим на плечах», по словам Исаака Ньютона? Мне представляется несколько важнейших уроков, которые мы можем извлечь из этой истории.

Во-первых, ценность провозглашения правды, а именно Божьей, вселенской истины вне зависимости от того, как будет воспринято это окружающими. Это то, чего, пожалуй, не всегда хватает людям современности, общества постмодерна, в котором принимаются все мнения, но при этом нет стержня и опоры общества, норм нравственности, морали, человечности. Это Правда, возвышающая голос вопреки «правдам» и «истинам».

Во-вторых, отсутствие конформизма, желания сообразовываться с толпой, общественными и временными идеалами, порой выработанными той же средой без опоры на вневременные, Божественные, вечные авторитеты, а также полное отсутствие страха перед смертью ради вечной истины, ради будущих поколений, ради торжества истины вопреки сиюминутным интересам господствующей духовно-светской «элите».

В-третьих, торжество индивидуализма и ценностей отдельно взятой личности, готовой порвать с заблудившимся обществом и искать новую (хорошо забытую старую) тропу к свободе, истине, правде и любви.

К сожалению, в современной Европе и остальном мире идея индивидуализма была предана загрязнению и выхолащиванию, которое выразилось по словам Эриха Фромма в том, что «индивид, в одиночку стоящий перед могуществом Бога, неизбежно ощущал себя сокрушенным и искал спасения в полнейшей покорности». Это и привело к превращению многих людей в незначительную (легко заменимую, а потому и порой обезличенную) шестеренку в механизме экономики и общества. Хотя винить в этом Реформацию не стоит, дело скорее в том, что общество утратило веру в Бога, как и говорил Гете, что глубочайшее различие между разными историческими эпохами – это различие между эпохами веры и безверия.

В-четвертых, Аугсбургское вероисповедание и последующая Апология АИ поражает читателя желанием решить все разногласия в духе подлинного христианина, в мире и любви, даже порой с некоторым ущербом для своих интересов. Такая позиция слишком далека от представлений современного человека, не желающего подчас поступиться своими интересами ни под каким предлогом, даже ради высшей цели. Герои же Реформации такие как Мартин Лютер и Меланхтон, бросившие вызов огромному институту папства и средневековой церкви стали на столетия примером для подражания всех борцов за Истину.

И, наконец, история Аугсбургского исповедания показывает нам урок здорового оптимизма и веры в лучшее. Даже несмотря на все гонения, притеснения, религиозные войны и геноцид, неприятия со стороны общества того времени, проповедники возрожденного учения Христова стремились возвещать чистое учение Евангелия, которое освобождает от многовековых человеческих традиций. Вера в лучшее воплотилась в постепенном изменении католической церкви, ее догматов в соответствии с учением Библии (хотя отдельные элементы все еще нуждаются в реформации), а девизом отцов средневековой Реформации стало выражение – ecclesia reformata est semper reformanda – «Церковь всегда реформируется».

Реформация Церкви не привносит ничего нового, а возвращает, обновляет форму (re-forma), чтобы Церковь видимая шаг за шагом преображалась в образ идеальной Церкви Христовой, которую Спаситель очистил Себе на кресте, соделав её без пятна и порока. Одним из шагов к такой Реформации было Аугсбургское исповедание 1530 года, а впоследствии многочисленные события, а в особенности 2-й Ватиканский собор 1960 года, переосмысливший и воплотивший многие принципы Реформации 16 века.

Поблагодарим же Господа за Его рабов-реформаторов, которые хоть были далеко не идеальными людьми, но их единственной миссией стало принести на Землю как можно больше Евангельского Света.  

пастор Виктор Алиев

Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания